Найти в Дзене

Как я проходил военные сборы в десанте. Часть 2.

В первой части я начал рассказ о моей десантурской подготовке. Сейчас - продолжение. Еще раз обращаю внимание читателей, что собственных фото у меня не сохранилось, поэтому все используемые в статье фотографии получены из открытого доступа в интернете, но при этом максимально точно передают атмосферу того не забываемого времени.

Помимо стрельбы, важной частью нашей жизни была прыжковая подготовка. Сначала эту науку мы осваивали на земле, изучая теоретическую основу и устройство парашюта, а также тренируя необходимые навыки. Тренировка заключалась в том, что надо было забежать на деревянные подмостки высотой примерно 1,5 метра, встать в позу эмбриона (ноги согнуты, корпус наклонен вперед, рука сжимает воображаемое кольцо открытия парашюта), спрыгнуть на землю, крикнуть волшебные слова: "Пятьсот один, пятьсот два, пятьсот три, кольцо, купол!" и быстро бежать снова на эти подмостки. И так раз 200 за тренировку. Для тех, кто не в теме - отсчет "пятьсот один, пятьсот два и т.д. - это отсчет секунд. Надо было после прыжка отсчитать 3 секунды и дернуть кольцо. Если раньше, а еще хуже - открыть парашют прямо в самолете, а потом прыгнуть - то есть большой риск, что купол парашюта наденется на хвост самолета (обычно для прыжковой подготовки использовался кукурузник АН-2):

Парашютист соответственно мотался сзади на стропах. Ситуация весьма паршивая, выход из нее - парашютист стропорезом отрезает стропы, падает, открывает запасной парашют. Экипаж самолета маневрирует, пытаясь сбросить купол с киля. Все это опасно и требует от всех участников просто железобетонного самообладания. Надо понимать, что ножи-стропорезы обычно были тупее валенка и резать что-либо ими это отдельная затея, выглядит стропорез вот так:

-2

Так что целью этой тренировки было доведение действий во время прыжка до абсолютного механического автоматизма во избежание травматизма.

В принципе, десантные парашюты ДП 5 и его последователь ДП 6 были оснащены механизмом задержки открытия купола, но, как говориться, береженого Бог бережет и 3 секунды до того, как дернуть кольцо, все отсчитывали.

Помимо бесконечных прыжков с подмостков, мы также много времени висели на лямках, отрабатывая подтягивание строп и маневрирование при снижении:

-3

В особо продвинутые дни мы прыгали с парашютной вышки. Я эти занятия не любил, поскольку высота с вышки воспринимается именно как высота (при прыжках с самолета я высоту вообще не воспринимал), к тому же один раз лямки меня здорово хлопнули по ушам и я 2 дня ходил с красными распухшими ушами, напевая песенку "теперь я Чебурашка...".

-4

Естественно, были занятия-тренировки по укладке парашюта. Согласно правилам, каждый парашютист укладывает свой парашют сам, ну, чтобы никого не винить, если что. Но офицеры-десантники на это забивали, ибо лень, и вверяли свою жизнь солдатам-срочникам, которые перед прыжковым днем укладывали для них 4-6 парашютов, с которыми они и прыгали за один день много раз. Таким образом они нагоняли себе количество прыжков и зарабатывали денег (если я не ошибаюсь, за прыжок платили 5 советских рублей). Частично эти деньги сразу пропивались, но и в семейные бюджеты тоже перепадало. Занятия по укладке выглядели вот так:

-5

Не уверен, что на картинке именно ДП 5, но атмосферу занятий фото передает отлично.

Помимо тренировок, мы приносили и практическую пользу Советской армии, занимаясь переукладкой грузовых парашютных систем. Существовала система военных баз-складов, на которых хранилась готовая к переброске в любую точку мира техника. Она стояла на специальных десантных платформах, оборудованных грузовыми парашютными системами. Согласно регламентам, с определенной периодичностью эти системы должны были разбираться, проветриваться и укладываться заново. Там же аналогичным образом складировались боеприпасы, поэтому курение запрещалось категорически, все сдавалось на входе на территорию складов.

Выглядело это примерно так:

-6
-7

-8

Надо сказать, что по моим воспоминаниям, речь о десантировании техники с экипажем не шла. Экипаж прыгал отдельно.

Естественно, без раздолбайства не обходилось, одну систему мы умудрились испортить (не то, чтобы совсем, но почти). Дело в том, что большие купола для избежания сильного динамического рывка, открываются в 2 приема - сначала на половину, при этом они по кругу перехвачены специальной стропой, которая не дает куполу раскрыться полностью, через некоторое время эта стропа рассекается пиропатроном. Куполов в системе может быть несколько, соответственно должно сработать несколько пиропатронов. Воспламенитель пиропатрона запускается тоже стропой, которая выдергивает чеку в момент отделения техники от самолета, несколько секунд он горит, затем пиропатроны срабатывают, все купола полностью раскрываются. Мы, найдя при переукладке какую-то красивую веревочку, ее дернули, в результате случился небольшой фейерверк, который сильно не понравился нашему командиру. Мы получили своих трындюлей, а парашютная система была отправлена на завод для восстановления.

Но в целом, мы за время сборов обработали несколько десятков систем и, наверное, позволили командованию дивизии отчитаться о строгом выполнении всех регламентных работ.

Продолжение обязательно следует, расскажу непосредственно о своих прыжках, как это происходит на самом деле.