Найти в Дзене

5 возрастов любви: Зинаида Гиппиус

Сатанесса, декадентская мадонна, белая дьяволица русского символизма Серебряного века (конец XIX - начало XX века) Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября по новому стилю, и в этот день нам хочется вспомнить об этой необыкновенной женщине. *** Почему именно "Пять возрастов любви"? Потому, что как поэт она вошла в историю отечественной литературы своими скандальными стихами, вдохновленными любовью, а как женщина - она любовью вдохновляла многих и многих творить, сделав Серебряный век таким, каким мы его знаем. *** №1. 18 лет. Дмитрий Мережковский Со всей искренностью первой любви она признала в нем родственную душу: Совершенно неудивительно, ведь эта юная любовь была в большей степени духовной, нежели физической: Это верховенство духовного над физическим и делало поэтессу столь неотразимой для многих мужчин, страстно влюблявшихся в недоступную красавицу. №2. 25 лет, Аким Волынский Правда, не все ее поклонники готовы были смиряться с ее недоступностью. Скандал распространился в литературных
Оглавление

Сатанесса, декадентская мадонна, белая дьяволица русского символизма Серебряного века (конец XIX - начало XX века) Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября по новому стилю, и в этот день нам хочется вспомнить об этой необыкновенной женщине.

***

Почему именно "Пять возрастов любви"? Потому, что как поэт она вошла в историю отечественной литературы своими скандальными стихами, вдохновленными любовью, а как женщина - она любовью вдохновляла многих и многих творить, сделав Серебряный век таким, каким мы его знаем.

***

№1. 18 лет. Дмитрий Мережковский

Со всей искренностью первой любви она признала в нем родственную душу:

Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский в свадебном путешествии
Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский в свадебном путешествии

Совершенно неудивительно, ведь эта юная любовь была в большей степени духовной, нежели физической:

Зинаида Гиппиус в 18 лет
Зинаида Гиппиус в 18 лет

Это верховенство духовного над физическим и делало поэтессу столь неотразимой для многих мужчин, страстно влюблявшихся в недоступную красавицу.

№2. 25 лет, Аким Волынский

Правда, не все ее поклонники готовы были смиряться с ее недоступностью.

Зинаида Гиппиус и Аким Волынский
Зинаида Гиппиус и Аким Волынский

Скандал распространился в литературных кругах Петербурга, но многие отмечали при этом, что увлечения Гиппиус как раз и не подразумевали физическую близость; как отмечал В. Вульф, в Акиме Волынском «её пленило то, что он, подобно ей, собирался сохранить свою 'телесную чистоту'».

Гиппиус справедливо возмущалась этим:

"...не считают меня за человека, а только за женщину, доводят до разрыва потому, что я не хочу смотреть на них, как на мужчин, — и не нуждаются, конечно, во мне с умственной стороны столько, сколько я в них..."

Но в конечном счете приходила к выводу:

З. Гиппиус на портрете Л. Бакста. 1906 год
З. Гиппиус на портрете Л. Бакста. 1906 год

№3. 30 лет, Дмитрий Философов

На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 года Зинаида Гиппиус скандализировала публику своей манерой носить мужскую одежду, своими стихами, в которых религия становилась почти неотличима от любви, а любовь от религии.

Ее считали пропагандисткой сексуального раскрепощения за демонстрацию того, что сама она называла «крест чувственности» (читаем в её дневнике 1893 года); затем — противницей «учащей Церкви», за утверждение, что «грех только один — самоумаление» (дневник 1901).

Дм. Философов. Портрет Л. Бакста
Дм. Философов. Портрет Л. Бакста
 Ре-Ми. Шарж на З. Гиппиус, Д. Мережковского и Д. Философова. Петербург. 1908—1913
Ре-Ми. Шарж на З. Гиппиус, Д. Мережковского и Д. Философова. Петербург. 1908—1913

Религиозно-общественный и политический деятель, Дмитрий Владимирович Философов, стал другом обоих супругов и внес свой вклад в течение их интеллектуальной жизни.

№4. 40 лет, Владимир Злобин

Владимир Ананьевич Злобин — поэт и критик, более известный как секретарь и хранитель архива Гиппиус-Мережковского.

В 1916 году он познакомился с Мережковскими в доме Мурузи, бывшем тогда средоточием культурной жизни Петрограда. После этого он не разлучался с ними до конца их жизни: в 1919 году они вместе покинули Россию через Польшу, а с 1921 поселились в одной квартире в Париже.

Именно Злобин напишет в своих воспоминаниях о Гиппиус слова, которые характеризуют, пожалуй, любого гениального поэта:

Владимир Злобин
Владимир Злобин

№5. Пока смерть не разлучит их. Дмитрий Мережковский

Какие бы истории их ни разъединяли (или соединяли в причудливых триумвиратах), любовь супругов была больше, чем просто любовь, и это чувство всегда было взаимно.

Сам Мережковский писал друзьям:

Мережковский в начале 1890-х годов
Мережковский в начале 1890-х годов

И мы можем доверять Владимиру Злобину, когда он пишет:

Одно из последних фото Мережковского
Одно из последних фото Мережковского

...и тем больше мы можем доверять и этим его словам о паре Гиппиус-Мережковский:

"И чем глубже в землю врастают корни, тем выше в небо простираются ветви. И вот некоторые из них уже как бы касаются рая. Но что она в аду — не подозревает никто".

Последние годы жизни Зинаида Гиппиус посвятила созданию книги о своем гениальном муже.

Еще одна общая знакомая семьи, писательница Тэффи, писала в своих воспоминаниях:

Тэффи
Тэффи

Со всем талантом едкой наблюдательности, отведенным Тэффи, эти воспоминания доносят до нас отзвуки того впечатления, которое производила любовь Гиппиус к Мережковскому:

Человека этого она ценила необычайно высоко, что было даже странно в писательнице такого острого, холодного ума и такого иронического отношения к людям.
Должно быть, она действительно очень любила его.

Будем ли сомневаться в этом мы, люди своего века? Нет.

Любовь и в наше время имеет тысячи лиц, но настоящее ее лицо может разглядеть лишь тот, кто любит.

***

Все бумажные книги Зинаиды Гиппиус у нас тут: http://bit.ly/буквоед-любит-зинаиду-гиппиус.

По ссылке вы можете ознакомиться с фрагментом ее мемуаров "Дмитрий Мережковский" и заказать эту книгу.

Все бумажные книги Дмитрия Мережковского у нас тут: http://bit.ly/буквоед-любит-дмитрия-мережковского.

"По традиции", заданной символистами Серебряного века, признаемся в любви к обоим супругам, совершенно этого не стыдясь.

Их эмиграция на долгое время сделала для русского читателя невозможным знакомство с их творчеством, но сейчас они снова с нами.

***

Подписывайтесь на наш канал Дзен!

Пишем о литературе и творчестве

  • без жареных фактов,
  • профессионально,
  • со смыслом!

Ваш БУКВОЕД.