Зиннура оправдали
В историко-этнографическом музее «Казан арты» состоялось выездное заседание литературного суда, созданного при секции литературной критики Союза писателей Татарстана и журнале «Идель». В суде было рассмотрено уголовное дело в отношении повести Зиннура Тимергалиева «Киселгән тамырлар» («Отрубленные корни»). В истории Арска такое впервые.
– Проект «Литературный суд» стартовал шесть лет назад. Он проводится дважды в год. В текущем году к мероприятию приобщился и Арск. В отличие от предыдущих, в этот раз в зале суда находятся и любители литературы. Это не игра, а литературная критика, в то же время и слишком серьезно принимать не стоит, – сказал редактор журнала «Идель» Радик Сабиров и представил участников.
Хотя и литературный, но суд прошел как настоящий. Были судья (писатель Камиль Каримов), обвинитель (лингвист, ученый Альфат Закирзянов), свидетель со стороны обвинителя (писатель Ландыш Абударова), защитник (лингвист, ученый, писатель Рифа Рахман), свидетель со стороны защиты (писатель Вакиф Нуриев). А на скамье подсудимых, конечно же, Зиннур Тимергалиев. Первым слово дали обвинителю. Его выступление было впечатляющим. Видно, что он проанализировал каждое слово, каждое предложение произведения.
– Здесь автор поднял проблему пьянства – важнейшую проблему современного общества. Из-за пьянства Мударрис лишился семьи, детей, он стал никому не нужен. Произведение как жанр имеет неточности. Автор рассказывает историю одной семьи, она дается как воспоминания бабушки Суфии. Также поднята проблема исчезновения деревень, изображен вред пьянства на человеческую жизнь. Но как его избежать, как с ним бороться – никаких методов и способов не предложено. Много спорных моментов, мне не совсем понятны взаимоотношения между супругами. Произведение меня не завлекло, – сказал он.
Во время выступления обвинителя Альфата Закирзянова я украдкой вглядывалась в Зиннура. Мне известно его отношение к критике, он умеет правильно ее принимать. Критика для Зиннура Тимергалиева – стимул для роста в литературном поприще, для работы над собой. И в этот раз, хотя очень волновался, он выглядел вполне спокойным. Он не только впитывал в себя каждое произнесенное слово, но и записывал у себя в тетради.
– Зиннур Тимергалиев – начинающий писатель. Сегодня мы собрались, чтобы его поддержать, – разрядил обстановку судья.
Сильным было выступление и защитника Рифы Рахман. Она старалась защищать культурную ценность произведения, приводила положительные высказывания писателей, литературоведов, произнесенных во время принятия нашего земляка в Союз писателей.
– Нельзя оценивать человека лишь по одному его произведению. Оно насыщено картинами из жизни. События идут в определенной последовательности. Автор пытается всесторонне раскрыть своих героев. Отражает жизнь простого народа, а не руководителей. Интересное произведение, втягивающее в себя. Я бы назвала его повестью, потому что здесь дается несколько событий, взаимосвязанных друг с другом. Не будет правильным снять ее с литературы по каким-то мелочам, – сказала она.
Хотя обвинитель и сказал, что защитник «чем сделать анализ, всего лишь ответила на вопрос, каким должно быть литературное произведение», когда свои мнения начали высказывать защитник и свидетели, он замолчал.
– Писать прозу нелегко. Тема, идея, сюжет, стиль, композиция, образы – все есть. Красиво начинается, драматически развиваются события, в итоге печальный конец, – сказал Вакиф Нуриев.
– Я с большим интересом пришел на этот суд. Зиннур Тимергалиев изображает события из жизни. В одном произведении одна жизнь, в другой – другая. Нужно лишь увеличить словарный запас. Но это все впереди, – сказал Шафигулла Гарипов.
Также прозвучали мнения и о названии произведения. Пытались сказать, что это избитое словосочетание. Но когда было предоставлено слово, обвиняемый все объяснил на примерах.
– Думаю, «Киселгән тамырлар» – правильное название. Потому что покинувшие село дети уже не возвращаются обратно. Они отделяются не только от села, но постепенно и от нации, – сказал он.
С внесением поправок суд принял решение о положительной оценке произведения, о закрытии уголовного дела. «Мы гордимся тобой», – сказал Камиль Каримов автору.
– Мы не все произведения оцениваем положительно. В случае принятия отрицательного решения произведение снимается с литературы, – сказал он позже.
– В суде тяжело выступить и обвинителю, и защитнику. Плохое произведение защищать трудно, – сказала Рифа Рахман. – А повесть Зиннура Тимергалиева «Киселгән тамырлар» достойна найти свое место в литературе.
Гульсина ЗАКИЕВА