Найти тему
Минский Курьер

За каменной стеной

Интернетом здесь не воспользуешься, каждый день подъем в шесть утра. Заправляют простыни под линейку, на вопросы отвечают хором. О Бобруйской воспитательной колонии № 2, где содержатся юноши со всей Беларуси, осужденные за хранение и сбыт наркотиков, кражи, разбои и даже убийства, — в репортаже нашего корреспондента

Заходя во двор, ожидаю увидеть марширующих строем остриженных, как один, ребят. Но вокруг пустынно. Оказывается, время неподходящее: младшие на уроках, старшие на производстве.

Несколько зданий, обнесенных колючей проволокой, вмещают 510 человек. Но сейчас на территории проживают более 240. Самым младшим — по 14 лет, старшим — 20. По возрасту их не разделяют. Тем, кто поменьше, проще адаптироваться рядом со взрослыми.

Если в начале 2000-х в колонию попадали в основном за кражи, то теперь больше за хранение и сбыт наркотиков. Осужденных по статье 328 Уголовного кодекса Рес­пуб­ли­ки Беларусь около 100 человек. Из них сформирован отдельный отряд.

Корпуса в колонии скромные, серые. Есть столовая, школа, клуб, жилые помещения. В комнатах, где спят, очень аккуратно. В одной — аквариум с черепашкой. Кровати одноярусные — в помещении их ­20-25. К каждой прикреплены номер, бирка с инициалами и фотография.

-2

Есть, правда, комнаты совсем другого класса, для нарушителей распорядка дня, склонных к побегу и любителей драк, — дисциплинарные изоляторы. Это не мрачные казематы, как показывают в кино, а обычные помещения, но с нарами, которые днем пристегиваются к стене. Заходим внутрь. Сегодня там пусто. Говорят, никто пока не провинился.

Бывают для осужденных и поощрения. Например, право посетить культурное или спортивное мероприятие в городе — сходить в краеведческий музей и даже бассейн. Разумеется, под присмотром. Но самое популярное место в колонии — это четыре комнаты длительных свиданий. Здесь осужденным разрешают увидеться с родственниками не на пару часов, как при кратко­срочных, а до трех суток. За год таких встреч разрешено максимум восемь.

На один отряд, а их 3, приходятся 4 воспитателя, которые дежурят круглосуточно. Мальчишек в колонии не только приучают к труду, но и приобщают к творчеству. Можно проявить себя в пении или танцах. На вопрос о том, чего им не хватает, отвечают: «Все в порядке». Единственное, о чем здесь все время просят, так это уменьшить срок наказания за хранение и сбыт наркотиков.

Такая возможность уже рассматривается. В Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении приняты поправки в уголовно-исполнительное законодательство. Предполагается, что сроки по статье 328 снизят.

— Каким видите свое будущее? — спрашиваю у осужденных.

— В учебе и работе, — отвечают все вместе.

С учебой тут проблем нет. В колонии получают и среднее, и профессиональное, и даже высшее образование. Как пояснил заместитель начальника Департамента исполнения наказаний МВД Беларуси — начальник управления организации исправительного процесса полковник внутренней службы Владислав Мандрик, в Минском инновационном университете сейчас дистанционно учатся 15 человек. В колонии есть компьютерный класс. На мониторах у студентов графические и текстовые программы. Все сайты, кроме университетского, заблокированы — о соцсетях не может быть и речи. Задания им присылают, учебники бумажные.

-3

За учебу, как правило, платят родители.

На территории колонии находится филиал № 2 Бобруйского государственного строительного профессионально-технического колледжа. Обучают пяти профессиям: слесарь-ремонтник, столяр, станочник деревообрабатывающих станков, токарь, слесарь-сантехник. В этом году колледж окончили 119 осужденных.

— Поначалу присваивают третий разряд, но его можно повысить. Отслеживаем дальнейшую судьбу выпускников. С трудо­устрой­ст­вом помогаем, обращаемся в райисполкомы, — комментирует директор колледжа Виктор Горбанев.

Набор в среднюю школу № 32 в этом учебном году составил чуть больше 70 человек. Пять классов, учат здесь и иностранные языки. Отличников, кстати, много.
Набор в среднюю школу № 32 в этом учебном году составил чуть больше 70 человек. Пять классов, учат здесь и иностранные языки. Отличников, кстати, много.

Кроме учебы приходится много работать. Есть и зарплата, но из нее вычитают расходы на питание и проживание, коммунальные услуги. В колонии организовано целое производство. Парни шьют мужские куртки, костюмы для сварщиков, рабочие брюки, погоны и даже кобуры для пистолетов. Много изделий изготавливают из дерева: хоккейные клюшки, поддоны, оконные рамы, ящики, тумбочки, кровати, офисные столы и шкафы-купе. Пекут хлеб и булочки.

Автор: Мария Войтик