Шестидесятые были временем «новых волн», накрывших кинематографии Франции, Чехословакии, Великобритании, Португалии. Единственная крупная кинодержава Старого Света, которой не хватило своей «новой волны» оказалась Италия. С одной стороны это вполне понятно: был же у итальянцев не так давно неореализм, зачем им ещё «новая волна»? С другой – с кинематографом Аппенинского полуострова в шестидесятые было всё более чем в порядке. Крупные режиссёры, пришедшие в кино в конце сороковых – начале пятидесятых (Висконти, Антониони и Феллини), именно в этом десятилетии сняли свои самые признанные фильмы в уникальных для себя стилях. Одновременно с этим в начале шестидесятых в кино приходят такие неоднозначные, но безусловно крупные авторы, как Пьер Паоло Пазолини и Бернардо Бертолуччи. И это не говоря о гигантском количестве итальянского жанрового кино (спагетти-вестернах, комедиях и пеплумах), которого в подобных количествах киноиндустрия полуострова не производила ни до, ни после шестидесятых.
8 знаковых итальянских фильмов шестидесятых и 2 начала семидесятых
Аккаттоне (Accattone), 1961, режиссёр – Пьер Паоло Пазолини.
Дебют Пазолини, после просмотра которого становятся очевидны две вещи. Во-первых, этот фильм снял человек, понимающий суть кино. Во-вторых, этому режиссёру есть, что сказать. Всю первую половину «Аккаттоне» прикидывается неореализмом, чтобы ближе к финалу перейти в полную противоположность, уйдя в фирменный сновидческий фрейдомарксизм.
Затмение (L'eclisse), 1962, режиссёр – Микеланджело Антониони.
Завершающая часть главной трилогии Антониони («Приключение» – «Ночь» – «Затмение»). Самый яркий фильм Микеланджело, в котором окончательно выкристаллизовался его фирменный визуальный стиль. Ален Делон и Моника Витти прилагаются.
Леопард (Il gattopardo), 1963, режиссёр – Лукино Висконти.
Грандиозный трёхчасовой эпик Антониони вышел спустя год после «Лоуренса Аравийского» и представляет его полную противоположность. Если Дэвид Лин снимал фильм о человеке, который творит историю, для чего создал множество беспрецедентных батальных сцен и операторских приёмов, то Висконти, используя очень похожие средства, добивается прямо противоположного эффекта: «Леопард» – фильм о том, как человек наблюдает историю, не в силах как-то повлиять на её ход.
8 с половиной (8½), 1963, режиссёр – Федерико Феллини.
Главный фильм Феллини согласно консенсусу кинообщественности. Фильм избыточный и нарциссический. Марчелло Мастроянни в роли альтер-эго Федерико пытается разобраться с творческим кризисом и окружающими его женщинами. Феллини – конечно крупный художник, но избавься он от навязчивого нарциссизма и эксгибиоционизма, было бы гораздо лучше.
Птицы большие и малые (Uccellacci e uccellini), 1966, режиссёр – Пьер Паоло Пазолини.
Пазолини при поддержке Тото и Нинетто Даволи пускается во все тяжкие, окончательно порывая со всеми конвенциями итальянского кино. «Птицы большие и малые» – сюрреалистичная комедия по-итальянски, явно вдохновившая Луиса Бунюэля на создание таких фильмов, как «Млечный путь» и «Призрак свободы».
Битва за Алжир (La battaglia di Algeri), 1966, режиссёр – Джилло Понтекорво.
Единственный шедевр Понтекорво и один из важнейших фильмов шестидесятых. Решенная в полудокументальном ключе хроника событий, приведшая к освобождению Алжира от французского ига. Несмотря на то, что совершенно очевидно, на чьей стороне симпатии марксиста Понтекорво, фильм крайне далек от любой дидактики. Есть легенда, что «Битва за Алжир» была любимым фильмом американских «Чёрных пантер», которые изучали методы городской герильи, конспектируя увиденное на экране.
Диллинджер мертв (Dillinger è morto), 1969, режиссёр – Марко Феррери.
Откровенно выпендрёжный фильм, заигравшегося в сюрреализм Феррери. В «Диллинджере» характерная для эпохи и считающаяся хорошим вкусом ненависть творца к мелкой и средней буржуазии совершенно теряет берега и начинает выглядеть самопародией. Тем не менее, как документ эпохи, фильм интересен.
Гибель богов (La caduta degli dei (Götterdämmerung)), 1969, режиссёр – Лукино Висконти.
Шедевр Висконти о «романе» крупного капитала с НСДАП, который для буржуазии, по версии Лукино, ничем хорошим не кончился. Стоит заметить, что несмотря на всё барочно-декадентское великолепие происходящего на экране, не покидает ощущение, что Висконти говорит в фильме больше об итальянском фашизме, с которым был знаком не понаслышке, чем о германском национал-социализме.
Конформист (Il conformista), 1970, режиссёр – Бернардо Бертолуччи.
Один из лучших европейских актёров всех времён Жан-Луи Трентиньян в роли «законопослушного гражданина» в фашистской Италии. «Конформист» – исключительно точное высказывание на не самую простую и комфортную тему конформизма и коллаборационизма. С точки зрения формы придраться в фильме тоже не к чему – в «Конформисте» идеально всё или почти всё, от нелинейного нарратива до шикарной операторской работы Витторио Стораро.
Смерть в Венеции (Morte a Venezia) 1971, режиссёр – Лукино Висконти.
«Смерть в Венеции» – жуткое кино, возможно, один из самых жутких фильмов, формально не являющихся хоррором. Дирк Богард убедительно играет мучительную агонию внезапной аддикции, которая проявилась в виде внезапного влечения к мальчику. Шаг за шагом он предпринимает отчаянные попытки вернуться в зону комфорта, восстановить контроль над телом и разумом, лишь затем, чтобы раз за разом терпеть поражение. Итог закономерный – смерть.