Общество
Константин Богданов, руководитель международной подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы»
Алексей Иванов, подводный исследователь «Разведывательно-водолазной команды», дайвер, инструктор IANTD
«Поклон кораблям Великой Победы»
Проект «Поклон кораблям Великой Победы» существует с 2005 года. Сегодня это команда единомышленников, команда друзей и команда людей, которые как в экспедиционной ситуации, так и в обыденной жизни всегда готовы прийти друг другу на помощь, протянуть запасной воздух, поделиться краюхой хлеба или вырезать друг друга из сетки. Поэтому наша команда одна из лучших, если не самая лучшая команда в России, особенно что касается подводного поиска.
На счету команды 13 подводных лодок, порядка 30 надводных кораблей различных периодов. Не всему, что находим, удаётся уделить достаточно времени, чтобы обследовать, потому что сегодня концентрация внимания направлена именно на подводные лодки, на Финский залив, в этом регионе найдено 12 совместно с финнами.
«Лефорт»
«Лефорт» перевернул всю жизнь и подходы к этим объектам, потому что это был тот объект, в который мы вложили усилия, нашли финансирование для того, чтобы сделать из него первый – в России точно, а может быть и в мире –виртуальный подводный музей. И сегодня на сайте lefortship.ru любой пользователь может оплыть вокруг этого корабля на глубине 70 м и зайти внутрь, пройтись по двум его орудийным палубам. Работа над этим проектом сподвигла нас на то, чтобы все подводные лодки, которые мы сегодня находим, становились такими же виртуальными мемориалами.
«Лефорт» дал толчок к совмещению подводных исследований с 3D-моделированием, позволил нам привлечь новых партнёров. Это и Русское Географическое общество, которое оказывало большую поддержку при работе над «Лефортом», это и компания Транснефть, сегодня нашим основным партнёром является Фонд президентских грантов. Я надеюсь, что благодаря этой поддержке и дальнейшей работе нам удастся всё-таки реализовать проект «Бессмертный дивизион». Это те подводные лодки Финского залива, которые ушли в 1941, 1942, 1943-м году в боевой поход и до сих пор не вернулись. На тот момент, когда мы начинали работать на Финском заливе, их было порядка двух десятков. На сегодняшний день их осталось всего 7.
Находки сезона
В этом сезоне нами было найдено три подводные лодки. Щ-317 в районе минного заграждения «Зигель», лежит севернее острова Большой Тютерс на глубине 87 м. Щ-405, которая погибла северо-западнее острова Сескар на минном заграждении «Бруммбар-1». И С-12, которая погибла в районе минного заграждения «Насхорн».
У каждой лодки своя судьба. 405-ю искали, несколько раз объявляли о том, что она найдена. Она погибла на переходе из Кронштадта на передовую базу остров Лавенсари, ныне Мощный. После ее гибели было обнаружено масляное пятно в предполагаемом месте гибели, три члена экипажа потом были подобраны с воды, их тела захоронены на острове Сескар. После войны уже в современное время несколько раз эту лодку объявляли найденной, но подводное обследование не проводилось, никаких данных по гидролокации не представлялось, и координаты не представлялись. В 2015-м году не наша поисковая команда занималась поиском этой лодки в месте, где она должна была погибнуть, по результатам лодка найдена не была. Поэтому на май этого года мы спланировали поисковую экспедицию, чтобы найти и подтвердить, что эта лодка погибла в этом районе.
Подготовка
Наши историки в межсезонье поднимают наши архивные сводки, немецкие, финские, сопоставляют их по картам того периода, определяют максимально близко район поисков. И уже весной, летом выходим в этот район с гидролокатором бокового обзора, который нам предоставляет НИИ имени Тихомирова, и производим сначала аппаратный поиск. А после того, как локализовали, нашли какие-то объекты, проводим погружение для визуальной идентификации и фото-, видеофиксации этих объектов. Самое большое было часов восемь плотного прочесывания, прежде чем появлялся первый объект.
Была история с М-95, над который мы прошли в 2013-м году. А в 2015-м году уже после детальной обработки стенограмм, потому что понимали, что лодка должна лежать в этом районе, повторно под другим углом прибор её увидел. До этого мы прошли над лодкой, но прибор не распознал, то есть визуально не понятно было, что это лодка. Всему своё время и немножко удачи.
Идентификация
Самое главное – это опыт рентгено-локаторщика. В принципе, все наши лодки найдены Евгением Тутыниным, он ищет той же техникой, которую сам и разрабатывал. И плюс просто опознавание картинки. Когда хорошая картинка получается, сразу видно, что лодка. Но бывает, выглядит, как помеха, и только на интуиции он говорит: «Разворот, давайте ещё пройдём под этим углом».
405-я была одной из самых сложных лодок с точки зрения обследования и идентификации. Когда мы спустились к ней, действительно понятно, что это она и никого там другого не может быть, но лодка разорвана на две части, она полностью опутана сетями, она находится в районе активного рыболовства, и достаточно лёгкие донные отложения. Поэтому от малейшего неосторожного движения видимость уходит в ноль, и там выбираешься фактически на ощупь, плюс есть риски зацепов, там холодно темно и страшно, всё, как мы любим.
Техника безопасности
В первую очередь, мы обязательно все застрахованы, то есть в случае чего у нас есть страховки, которые покроют последующее водолазное лечение. А так правильное планирование погружений, работа с напарником в случае чего, чтобы он оказал помощь. То есть двойное прикрытие по запасным газам, чтобы максимально пройти декомпрессию под водой, чтобы не выходить с заболеванием. И кислород на борту.
Надо отдать должное, когда в этом году была мемориальная акция, военно-морской флот обеспечил не только участие нескольких кораблей и достаточно представительного состава и командование, родственников, салютного взвода, но и поодаль стоял корабль с барокамерой, нас специально предупредили, что на это мемориальное погружение стоит военно-морская барокамера. Вот такая забота всегда приятная.
Благодарная работа
Уже третий год подряд у нас сезон завершается конференцией в Санкт-Петербурге, на которую приглашаются родственники, где мы подводим итоги сезона. До знакомства с балтийским «Варягом» у нас такой практики не проводилось. Мы выходили в экспедиции, экспедициями всё и закачивалось. Уже хорошая традиция – три года подряд собираются конференции, где все результаты представляются, в первую очередь родственникам. И там мы уже напрямую с ними общаемся, рассказываем о лодках, о том, что мы сделали.
В 2007-м мы нашли морского охотника СК-098, нашли бортовой журнал, по сюжетам на телевидении откликнулась семья командира. Тогда это была первая такая встреча. Каждый раз, когда через средства массовой информации объявляется очередная находка, один, два родственника из экипажа находятся.
В основном благодарят за эту информацию. Несколько раз было такое, что да, спасибо, но нам это неинтересно.
Именно благодаря балтийскому «Варягу» сейчас подключились коллеги из поискового центра Московского объединения «Поиск». Они начали искать родственников. В Санкт-Петербурге несколько людей подключились, рассылаются запросы, и пошла более системная работа, то есть уже с каждого экипажа 7-8-10 семей.
В социальных сетях по каждой лодке существует своя группа, которая занимается инициативным поиском. Уже сами родственники членов экипажа включаются в это и максимально пытаются найти, связаться, передать информацию практически без нашего участия.
Но, наверное, самая эмоционально значимая ситуация была в мае этого года. В средствах массовой информации о Щ-317 было объявлено достаточно широко. И по сюжету телеканала «Звезда» в студию позвонила дочь комиссара лодки, Григория Низамая, причём это отдельная долгая история. У неё сохранились письма и дневники отца. Она всю жизнь, все 70 с лишним лет его ждала.
Ребята со «Звезды» позвонили, говорят: «9 мая можете подъехать под Санкт-Петербург?» Подъехали, и мы этой женщине передали капсулу с грунтом с места гибели Щ-317. Это было настолько эмоционально, настолько трогательно, для неё в этот момент вместе с этим грунтом, фактически, отец, которого она ждала 70 с лишним лет, вернулся домой.
На YouTube мы открыли канал разведывательно-водолазной команды и выложили этот фильм, то есть все наши зрители могут зайти, посмотреть. Фильм называется «Щ-317», и там вся история этой подводной лодки. Всё можно посмотреть на сайте uwex.org. В разделе «медиа» выложены все подводные лодки, плюс ссылка на «Лефорт». Линейный парусный корабль «Лефорт» – это отдельный сайт с историей, с материалами расследований, lefortship.ru. И на нашем канале в YouTube мы начали выкладывать видеоматериалы.
Почему чайки летят за кораблём?
Есть поверье, что чайки – это души погибших моряков. Мы отметили, что каждый раз, когда готовимся к погружению на ту или иную лодку, где-нибудь поблизости садится стая чаек примерно в количестве, равном количеству членов экипажа.
В этом году была уникальная ситуация. Завершив все исследования в мае, обнаружив две лодки, проведя мемориальные мероприятия, пошли в сторону Питера, и за нами летела достаточно большая стая, примерно соответствующая вот этим двум, трём экипажам подводных лодок, которые только-только были обнаружены. Достаточно долго летели, вроде и рыбы у нас не было с собой, и мусор не выбрасывали.
У нас священник в команде есть, отец Иннокентий, мы все вышли на палубу, долго смотрели на этих чаек, и он предложил пропеть «Вечную память». Вся команда под его руководством пропела «Вечную память», и после этого стая чаек разлетелась по своим делам. Поэтому хочешь верь, хочешь нет.
Евгения Горкина, автор программы «Горкина правда» на Радио Медиаметрикс
Полный текст интервью на mediametrics.ru