Найти тему
Мария Григорян

Нужно ли учить ребенка давать сдачи?

Очень часто возникают у родителей вопросы - учить ли ребенка давать сдачи? И я в таких дискуссиях частенько участвовала, и мнение у меня было на этот счет всегда твердым - нет, ни в коем случае! Не надо учить с малолетства, что решается всё кулаками и никак иначе. Как я категорически против рукоприкладства по отношению к собственным детям, такого же мнения придерживаюсь и по поводу отношений между детьми. Бить ребенка нельзя. Даже легонько шлепать по попе нельзя. Этим мы показываем только свое мнимое превосходство - я сильнее, буду тебя учить таким способом. Мужа же вы не шлепаете, когда он делает что-то неугодное вам. Ну а если драки в семье норма... то, наверное, вы это не читаете )))

Сегодня я убедилась в правильности этого подхода - не учить давать сдачи. Расскажу вам то, что сегодня случилось, но с небольшим отступлением перед этим, чтобы отмести некоторые вопросы, которые сразу возникнут. Дать сдачи - это инстинктивно приходит и так. Если вас бьют - вы будете или убегать, или защищаться. Мне кажется, этому не надо учить. Это и само будет так. А вот учить каким-то альтернативам - надо. Что же, спросите - ребенка будут бить, а он не сможет за себя постоять?? И вот, чтобы такого не случилось, родители учат двухлетку - тебя лопаткой по голове - и ты тоже. Ах, как прекрасно! Волшебным отношениям между людьми учим детей. Так как же? Пока дети маленькие - я за них постою,я с ними рядом для этого. А подрастут - отдам их в секцию боевых искусств, где их научат и физически за себя постоять и философию этих самых искусств объяснят, чтоб не думали, что надо дубасить всех направо и налево. Вот это уже можно назвать - учить постоять за себя. А не - ударили, дай сдачи! И ничего, что тебе два года с копейками.

Мы часто ездим в торгово-развлекательный комплекс, там большая детская площадка. Очень много детей всегда, родители тоже с ними, сидят по периметру площадки на диванчиках. На площадке мягкий конструктор - такие большие кубики, треугольники, конусы и прочие фигуры. И вот сегодня смотрю - Марик с мальчиком лупят друг друга этими штуками. Начиналось явно как игра, они мягкие, там многие ими кидаются и дерутся, но переросло уже почти в драку. Агрессии в Марике нет, я никогда не предлагала ему давать сдачи и включаться в драку, видит он подобное тоже крайне редко, но коли начинается - он в стороне-то не останется, конечно. Это еще раз к вопросу о том, что бедный ребенок будет стоять, когда его бьют. Я подошла, сказала, чтоб это прекратили. Они успокоились. Потом мальчик еще раз к Марику подходил - Марик от него ушел (вот этому я всегда и учу - попробовать поговорить, а если не получается - уходить). Затем мальчик начал лупасить всех подряд. Все родители подходили, за своих детей заступались, мальчика ругали.

Его мама не реагировала - но там другая, отдельная история.. Мальчик явно дерется часто, агрессии видит много, думаю, и дома бьют его огого. И вот, когда этот мальчик кого-то опять стал бить, Марик подошел к нему, взял за руку, сказал - стоп, драка! Мальчик остановился. И Марик стал ему что-то там объяснять, что драться не полезно, о последствиях стал вещать )) Мальчик стоял в ступоре, с изумленными глазами. И хоть и был заведенный, но остановился моментально. Было понятно, что так никто и никогда себя с ним не вел, а конкретно, никто никогда так не реагировал на драку. Тем более его ровесник. Марик речь закончил, и они пошли вместе и спрятались в углу площадки. Что они там делали, я не знаю, их не было минут 20. А потом они вышли и стали строить из этого конструктора полицейский участок. И играли после этого 2 часа, и мальчик больше никого не ударил! Хотя эту постройку малыши им все время норовили разнести, и мальчишка злился и отпихивал их не очень ласково, но поглядывал на Марика все время! Меня это поразило, но было именно так!

Когда подходил Эрик (мой младший) Марик защищал его, говорил не трогать, так тот мальчишка в итоге брал Эрика насколько мог аккуратно, отводил и ОБЪЯСНЯЛ! Спокойно объяснял, что ломать нельзя, так как они играют! Он моментально скопировал положительное поведение и принял его! Я понимаю, что он не изменился, хотя Марк возбужденный подбегал ко мне и говорил,что он сделал мальчика добрым. Но хоть на эти два часа он впитал в себя альтернативу своему обычному поведению.
А его такому не учили, он не знал, что так можно. Он знал только силу, что только с ее помощью можно что-то решить и чего-то добиться. На прощание они пожали руки друг другу (совсем взрослые пятилетние мальчишки )) и договорились завтра на том же месте встретиться ))
Я, конечно, очень гордилась Мариком, родительскую гордость никуда не денешь ))) Но помимо этого, я очень рада, что это работает! Что дети могут договориться! Что, действительно, не надо учить давать сдачи, а надо учить говорить! Они могут договариваться и принимать решение. Без бойни. Они - дети - благодарные воспитанники! Что посеешь, то и пожнешь, помните об этом!!!

Ставьте лайк, оставляйте комментарии, если статья вам понравилась. Подписывайтесь на мой канал, чтобы оставаться в курсе и не пропустить новые статьи.