Найти тему

ФГОС и ЕГЭ - счастье для личности или для общества потребления?

Моя дочь - студентка, сейчас готовит доклад на тему сравнения идей и постулатов Ломоносова в 18 веке об образовании с существующими ныне стандартами 21 века. А я еще и внутри школы побывала (брала часы для профориентации наших детей), увидела среднестатистическую школу как практик от бизнеса, глазами прагматика, с точки зрения здравого смысла, и тема меня снова взволновала.. Я вижу, что на бумаге чиновничьим языком у нас все хорошо, а вот на деле... Кстати, именно такой не ясный язык в написании ФГОС как минимум даёт тоже свои плоды для как бы улучшения образования. С точки зрения психолингвистики - очень много слов общих, пространных, которые не дают конкретное представление - какую личность мы хотим получить в процессе обучения...

А вот Ломоносов в своих трудах выражался конкретно и ясно, стоило бы у него поучится... Талантливые и образованные люди тем и отличаются, что сложное могут объяснить простым, практичным языком.

Итак, что реально происходит в школе, пока идёт внедрение ФГОС, вернее с момента приказа от 2009 года должны уже во всю силу работать и давать плоды...

Базисные положения ФГОС, что дадут стандарты:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Ответ на данные положения из практики жизни среднестатистической школы:

Саморазвитие и непрерывность образования возможно при развитии внутренней мотивации на труд и планируемый заработок в будущем за умения, усилия, работу. Администрация школы боится труда как такового: не дай бог, дети будут жаловаться, что их заставляют трудиться. Этому потворствуют чиновники (унижением личности называется этот процесс), жалобы родителей, которые сами себе воспитывают дармоедов... Такова реальность и реакция как только кто-либо из учителей запланирует трудотерапию. Легче отстать и делать самому. Сейчас не дежурят в классе, не трут полы, не ремонтируют парты... Дети - наше все, дети в интернете. Идёт атрофия пальцев рук, а значит - лобного полушария... А предмет "технология", в прошлом наши труды, действительно превратился в изучение теории по технологии труда... Во, как... Табуреты уже не делают, не актуально...

Проектирование социальной среды... Тяжелый случай, т.к. школа как среда очень оторвана от реальной жизни. Начиная от самих учителей как личностей, которые кроме стен школы и дома, не видят ничего (собирая ставки и часы для заработка), заканчивая сплошной экономией на экскурсиях, выходах в свет учеников. Нет настоящей Зарницы, нет системной профориентации вне школы, нет УПК - лучших практик СССР, давно уничтожили. Боязнь всего: вывоза детей без ГИБДД, жалоб родителей и т.д. Даже если у учителя планов громадье на этот счёт... Система рулит... И нет обязательной профориентационной работы на государственном уровне, независимо от возможностей школы, подготовки к выбору профессии, школа делает так, как понимает и на что хватает средств. А у нее полная оторванность от реалий рынка труда.

Активная познавательная деятельность учащегося... Да это просто невозможно без практики, лабораторий, работы руками (чем младше ребёнок, тем важнее именно через руки заинтересовать, а затем - к теории идти). Она нереальная, если грузить детей только теорией, килограммами учебников, высылкой домой к интернет для подготовки проектов, домашки, красоты презентаций... Сейчас уже презентации и проекты стали самоцелью и единственным показателем активности ученика. Ребята пассивно повторяют у доски, на пленумах то, что учитель сказал... А стоит ему дать оборудование, которое вдруг появилось в школе, руки - крюки. Школа не даёт навыков и активность. Школа даёт пассивность под видом бурной теоретической активности.

Учёт индивидуальных качеств... Это тоже теория и бумага, т.к. не во всех школах и скорее всего в большинстве, качественно работают психологи на ставку 8000, или это те же педагоги, забравшие ставку между делом... Служба работает только в случае проблем. Личности не нужны школе и работать с ними она не может. Воспитание забыли, образование - услуга. А также нет системы тьюторов, которая как раз и призвана раскрывать индивидуальные способности и направлять личность. Сейчас есть усредненный класс, усредненная программа, и отдельные усилия учителей (выявляют как могут и направляют в своих задушевных беседах).

Почему ФГОС не реализуется? Смотрите в корень:

  • каждая школа во главе с директором реализует все так как может и считает нужным в рамках своего бюджета;
  • над ними муниципальные чиновники, которые также пилят бюджет так, как считают нужным под свои интересы и местные выгоды, кроме общих федеральных установок;
  • федеральные установки (а значит и деньги под них) сводятся к вопросам безопасности (турникеты) и питания (столовые), речи о более высших ступенях развития, воспитания и самого процесса обучения пока не идёт, а ФГОС с его высокими требованиями и подготовки к будущему живёт уже почти 10 лет...
  • власть заточена на формирование общества потребления, а не личности, хотя лозунги хорошие, но надо мерить по делам (решаются только потребности в безопасности - низший уровень пирамиды Маслоу)

Для проверки всего выше сказанного вам достаточно побыть в школе, на уроках, увидеть как она обеспечена и под что, и чем в основном гордится коллектив, какие темы совещаний в школе, какие мероприятия проходят (чаще не требующие от школы затрат), какое оборудование закупается для обучения и навыков (и как используется, если оно есть), каких учителей привлекают и на каких условиях, как распределяются те самые стимулирующие и за что...

И вот есть результаты работы над докладом моей студентки. Результат - стала лауреатом I степени. Выступила хорошо, и сделала свой вывод

Звучит вывод так:

ФГОС (и с ним система ЕГЭ) заточены и настроены на развитие личности под потребности общества , а Ломоносов делал акцент на самой личности, выявления ее способностей и талантов, трудолюбия - тогда будет толк и для общества.

Поэтому в нашем образовании закрепились ЕГЭ, различные тесты, измерения. Составители - это те представители общества, под которое нам надо делать личность. И главная цель - загрузить нужной теоретической информацией в школе, а практика подождет, т.к. человек в этом возрасте именно через труд, практику, навыки и руки начинает осознавать, что работает в теории, а что нет... Зачем?Личности со своим мнением нашему государству не нужны, поэтому - тестилки, теории, загрузки и минимум затрат на естественно-научную практику, которая оперирует фактами и доказательствами.

Итого, ребёнок в результате именно такого ФГОС и подходов к внедрению стандартов в школе, не будет той личностью, которая будет развиваться, а будет всего лишь частью общества с механизмом нужного потребления... Бизнес и ничего личного... Можно отнести и к образованию сегодня, ведь вокруг ЕГЭ, ФГОС столько было освоено средств...

Родители, задумайтесь и воспитывайте своих детей по-ломоносовски, т.к., видимо, его идеи в 18 веке наиболее актуальны сейчас...