Найти тему

Первые скоростные танки

Оглавление

Английский конструктор Уильям Триттон уже в декабре 1916 года построил сред­ний танк с двигателем лондонского автобуса и поворачивающей­ся башней. Увы, военные продолжали свою песню про «сухопут­ный крейсер», лазающий на стенки. Оценить идею Триттона смогли только после того, как у французов появился легкий танк «Рено» FT-17.

Французский танк Рено FT-17
Французский танк Рено FT-17

Серийные танки Триттона под названием Mk А появились лишь через год и были гораздо хуже прототипа (то есть самой первой машины).

Танк получил два независимых двигателя, по одному на гусе­ницу. Будь они соединены общим валом, это повысило бы надеж­ность: один остановился, можно доковылять на другом. А так при поломке любого из двигателей танк мог лишь крутиться на одной гусенице. А башни танк не получил. Ссылаясь на трудности воен­ного времени, владелец завода Фостер заменил ее неподвижной рубкой с четырьмя пулеметами. Двум стрелкам экипажа прихо­дилось метаться от пулемета к пулемету, высматривая цели.

При всех своих недостатках Mk А понравился в войсках. За «ошеломляющую» скорость (12 километров в час!) он получил прозвище «Уиппет» - «Борзая». Экипажи «Уиппетов» гордились тем, что их танк может не только пойти в бой, но и самостоятель­но выйти из боя. Это было нешуточное преимущество! Ведь по­ловина тяжелых танков, если не была подбита, заканчивала ата­ку, провалившись в траншею или встав из-за поломки.

 Средний танк Mk А «Уиппет». Великобритания, 1918 год.
Масса: 14 т. Длина: 6,1 м; ширина: 2,62 м; высота: 2,74 м. Экипаж: 3 человека.
Вооружение: три-четыре 7,7-мм пулемета. Броня: лоб -14 мм, борт - 5 мм. Два 4-цилиндровых бензиновых двигателя «Тейлор» по 45 л.с. Скорость: до 12,5 км/ч.
Запас хода: около 100 км. Всего было выпущено 200 машин
Средний танк Mk А «Уиппет». Великобритания, 1918 год. Масса: 14 т. Длина: 6,1 м; ширина: 2,62 м; высота: 2,74 м. Экипаж: 3 человека. Вооружение: три-четыре 7,7-мм пулемета. Броня: лоб -14 мм, борт - 5 мм. Два 4-цилиндровых бензиновых двигателя «Тейлор» по 45 л.с. Скорость: до 12,5 км/ч. Запас хода: около 100 км. Всего было выпущено 200 машин

Восьмого августа 1918 года под Амьеном именно «Уиппеты» впервые в истории танковых войск добились оперативного про­рыва. Сопровождаемые кавалерией, 96 «борзых» устроили рейд по германским тылам. Оторвавшийся от группы танк лейтенанта Арнольда девять часов разгуливал в одиночку далеко за вра­жеской передовой, пока не был подбит.

До конца войны англичане создали еще два средних танка. Мк В и Мк С были уменьшенными «Большими Вилли» с гусени­цами, охватывавшими корпус, жесткой подвеской и броней не толще 15 мм. Выпустили этих танков мало (45 и 36 машин соот­ветственно), и прослужили они недолго.

Средний танк Mk B
Средний танк Mk B

Интересным был только последний танк, получивший то же название, что и тяжелый - Mk I. Низкий корпус, вращающаяся баш­ня, мощный 240-сильный двигатель. Оставляя далеко позади не только своего тяжелого тезку, но и «борзых», Mk I развивал ре­кордную по тем временам скорость 43 км/час и даже умел пла­вать. Но построили всего четыре таких танка. Первая мировая война закончилась. Хотя в России еще шла Гражданская война, державы-победительницы были настроены благодушно и счита­ли, что впереди целые века мира.

Средний танк Мк -1
Средний танк Мк -1

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал "ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!