Советский Т-34-85 стал не только самым удачным средним танком из СССР. После войны история применения машины почти равна истории большинства локальных конфликтов. Пожалуй, легче перечислить войны, где Т-34-85 не применяли. И причин тому несколько: во-первых, «тридцатьчетверок» с 85-мм пушкой выпустили более 30 тысяч, а само производство продолжалось до 1958 года. Это обусловило вторую причину – СССР щедро продавал и передавал устаревающие машины своим друзьям, и противникам врагов. Так, Т-34-85 успел принять участие в войне на территории Анголы, о которой мы сегодня и поговорим.
Территорий войн
В 1975 году Ангола стала независимой от Португалии. Ангольские силы, представленные МПЛА, УНИТА и ФНЛА не отличались эффективностью, но переворот в Португалии все изменил – революционеры согласились на переговоры с ангольскими националистами, которые и привели к независимости страны. Но это не означало спокойствия! Помимо вышеперечисленных организаций, политический лоскут Анголы включал и менее влиятельные фракции, которые были недовольны своим игнорированием. Так Война за независимость плавно переросла в гражданскую. Португальцы планировали продвигать своих протеже, дабы не потерять остатки влияния, а соседняя ЮАР не хотела отдавать территории бывшей Германской Юго-Западной Колонии (Территория нынешней Намибии). Война была отличным поводом разгромить СВАПО (Организация народов ЮЗА), воевавшую за независимость бывшей германской колонии.
А теперь, чуть подробней по действующим лицам. FAPLA – бойцы коммунистической MPLA, которые пользовались поддержкой СССР, Кубы и ГДР. Ее союзник – СВАПО, противники – УНИТА, ФНЛА и ЮАР. УНИТА пользовалась поддержкой ЮАР и США, а целью ее был разгром FAPLA. Примерно таким лоскутным одеялом являлась Ангола 1970-х.
Т-34 в прибывает в Африку
Своеобразным символом той войны стали танки Т-54\55,но и Т-34-85 были представлены довольно широко – особенно на начальном этапе конфликта. Точное количество машин неизвестно, так как часто подбитые или сломанные машины переходили в разряд запчастей, но ремонтировались и применялись по назначению. По разным оценкам, в стране находилось от 130 до 200 машин этого типа.
Первые танки прибыли в составе кубинского контингента в том же 1975 году. Еще 30 машин были переданы танкистам ФАПЛА. Среди них были как машины послевоенного производства, так и танки, видавшие Берлин. В рамках операции «Карлота», кубинский торговый флот перебрасывал вооружение на территорию Анголы. Но этого было мало, и в 1976 году к поставкам присоединился Советский союз, откуда прибыло, среди прочего, еще около 120 танков Т-34-85.
Машины брали на вооружение танковые батальоны ФАПЛА, прикрепленные к крупным бригадам. Батальон состоял из трех взводов по три машины (плюс танк командира батальона). Правда, штатная численность не всегда соблюдалась из-за частых поломок танков.
Легкая прогулка
Первый бой советских танков в Анголе произошел в июле 1975 года. Взвод кубинских танков поддерживал пехоту ФАПЛА в бою с отрядами ФНЛА в Луанде. В силу низкой подготовки и отсутствия танков у противника, столица была удержана, а кубинские танки остались невредимыми. 7 октября по тому же сценарию завязался бой у Матоса, но на сей раз кубинские танки не смогли помочь – столкновение прошло безрезультатно. Да и противником выступили более подготовленные бойцы из ЮАР.
Первый успех Т-34-85 в Анголе случился лишь в конце 1975 года. Тогда вспыхнул мятеж в северном анклаве Анголы – Кабинде. Сепаратисты, желавшие независимости от центра (FLEC), активизировались на фоне войны. Для усмирения кубинцы выделили пять тысяч солдат, включая несколько взводов на Т-34-85. Операция «Panuelo Blanco» возымела успех – FLEC был разгромлен, а кубинские танкисты обошлись без потерь.
Совсем другой противник
Не принижая качеств кубинских солдат, отметим, что воевать с разрозненными группировками проще, чем с регулярной, подготовленной армией. В мае 1978 года Южноафриканские силы начали операцию «Северный олень». Ее целью была база СВАПО у Кассинга. Перед атакой стало известно, что в районе находится некоторое количество кубинских танков в районе Чамутете, которым не придали должного значения.
Утром 4 мая авиация ЮАР начала бомбардировки базы СВАПО, следом был сброшен десант, который должен был зачистить остатки сил. Во второй половине дня десантники обнаружили, что «некоторое количество танков» - это кубинский механизированный батальон с танками Т-34-85, зенитными орудиями и бронетранспортерами. Десантники вызвали поддержку с воздуха. Первые две «тридцатьчетверки» были подбиты 68-мм ракетами SNEB, выпущенными с борта штурмовика Buccaneer. Еще два танка вывела из строя пара штурмовиков Mirage-IIICZ.
Отступающие десантники заминировали дороги, на которых подорвался еще один танк. Первый бой кубинских танкистов с войсками ЮАР оказался провальным и неравным. До заката южноафриканские пилоты сделали повторный заход, уничтожив еще три танка. На случай продолжения наземной операции, кубинцам был послан взвод танков ФАПЛА. Правда, враг не вернулся, а пара машин подмоги сломалась по пути в Кассингу.
Операция «Protea»
В августе 1981 года силы ЮАР в составе шести боевых групп столкнулись с двумя бригадами ФАПЛА при поддержке кубинских сил. В течении трех недель проходили интенсивные боестолкновения. Танковые дуэли проходили вблизи Хангонго. Там 11-я бригада ФАПЛА потеряла целый взвод на Т-34-85, а еще восемь машин были захвачены невредимыми.
В том же бою советские танки впервые встретились с относительно равными противниками. Две машины были подбиты огнем орудий ББМ Ratel 90, вооруженной 90-мм французской пушкой. Продолжением этой акции стала операция «Ромашка», в которой Т-34-85 уже не применялись. Сказалась дезорганизация прошлого поражения.
Куито-Кванавале
Самая большая танковая битва, когда-либо происходящая в Африке на юг от Сахары, началась в августе 1987 года у Куито-Кванавале. Целью ряда сражений, инициированных коммунистическим правительством Анголы, было полное уничтожение УНИТА. Горбачев выступил против этого, но Фидель Кастро был иного мнения – началось финальное сражение.
В первой атаке под кодовым названием «Saludando Octubre» было задействовано до 150 танков. Прежде всего – Т-54\55, но встречались и Т-34-85. Так, один танк этого типа был подбит в ходе контрнаступления сил ЮАР (операция «Moduler»). Большинство «тридцатьчетверок» были переданы местным танкистам из ФАПЛА, которые не отличались высокой выучкой. Так, один взвод 47-й бронетанковой бригады не участвовал в битве, попросту заблудившись.
На этом упоминания о применении Т-34-85 в Анголе обрываются. В декабре 1988 года были заключены Нью-Йоркские соглашения, согласно которым, с территории Анголы предписывался вывод всех иностранных сил. По данным разведки ЮАР, к тому моменту в Анголе насчитывалось восемь бригад, ни одна из которых не имела на вооружении Т-34-85. Возможно, их вывели в резерв, так как в следующей гражданской войне, устаревшие машины эпизодически появлялись.
Итоги
Условно-гражданская война в Анголе не открыла никаких новых качеств легендарной «тридцатьчетверки». Этот танк сыграл решающую роль на начальном этапе войны, когда противником были разрозненные группы, лишенные бронетехники. Здесь даже устаревшая машина была преимуществом. Все изменилось, когда противником выступила организованная и хорошо вооруженная сила. Но и здесь обвинять Т-34-85 в недостаточной эффективности было бы глупо – против авиации и современной бронетехники он не мог ничего противопоставить.
Спасибо за внимание! Ставьте «палец вверх» - если материал вам понравился, или же пожалуйте в комментарии – за уточнением или обсуждением. По ссылке ниже – материалы об иных конфликтах с участием Т-34-85:
-Т-34-85 в Йемене: последняя война ветерана