Найти тему
Записки левой лапкой

Система и неудобные дети

Тут с одним френдом поболтала немного, и озадачилась вопросом.

А нужен ли вообще ребёнку детский сад?

Вот то, что в детском саду творится сейчас, оно выгодно взрослым и обществу.

Выгодно ли оно ребёнку? Полезно ли?

Детский сад создавали, чтобы мать могла выйти на работу, чтобы, пока её нет, за ребёнком присматривали бы.

Потом сюда добавили плюшки о развитии, воспитании и оздоровлении.

Вроде бы, всё хорошо. Есть коллектив, в котором ребёнок получает навыки социализации, игровое развитие и общее представление об обществе.

Есть занятия, разнообразные и, якобы, проводящиеся в соответствии с программами и стандартами. То есть и интеллектуальное развитие так же в наличии.

Ребёнок накормлен, присмотрен, нагулян и даже немножко развитием не обделён.

А что на практике?

А на практике сад - это прежде всего режим, низкооплачиваемый персонал и постоянные попытки воровства на питании и прочих статьях бюджета.

Нет-нет, опустите шерсть на вашем загривке! Я не имею ввиду, что бедные воспитатели воруют, я про другие способы урвать кусок.

Про "Золушку" слышали? Ну и вот...

Сад - это режим. По команде поели, по команде в туалет, по команде сели поучились, по команде пошли гулять.

И никого не интересует, что ты, конкретный мальчик Вася, сейчас хочешь.

Это понятно и оправдано. Когда таких Вась двадцать пять штук, никто не станет создавать каждому из них удобные условия.

Подстраивайся под коллектив или умр... или "несадиковский ребёнок".

Да, к режиму дети привыкают. Да, в этом есть свои полезные моменты.

Но ведь это и насилие тоже. Потому что ребёнок принужден делать то, что делают все. У него нет выхода.

А если он активно сопротивляется такому насилию, он получает насилие психологическое от людей, обязанных этот режим поддерживать и соблюдать. И хорошо, если только психологическое.

Да-да, в нашей стране "шлёпнуть по попе" насилием не считается. Да и не только в нашей, кое-где ещё.

Готовы ли вы, уважаемые родители, отдать в такое своего ребёнка?

Да-да, у вас нет выхода. И это действительно так.

Хотя выход есть.

Бросить всё и развивать ребёнка самостоятельно.

Звучит замечательно. Но и тут полно подводных камней. Которые так сразу и не заметишь.

Сейчас объясню, что я имею ввиду. Кофейку налью - и объясню.

Ну вот смотрите, развиваете вы ребёнка дома. Самостоятельно и по умным книжкам-методикам. Водите его куда-нибудь "на спорт" или подготовку к школе, и ребёнок действительно развивается.

Он становится крепче, умнее, сообразительнее. У него даже намечаются определённые успехи.

А потом вы отдаёте его в школу...

И понимаете, что ваш ребёнок из разряда неудобных детей.

Ребёнку сложнее встроиться в систему, ему сложнее понимать указания учителя и выполнять их безукоризненно и точно. Ему сложнее найти точки соприкосновения со сверстниками и поддерживать дружеские отношения.

Он не привык уступать свои интересы даже в малом. Не привык поступаться своей эмоцией.

Если ему плохо, то он будет рыдать, рычать и проживать эту эмоцию, и абсолютно фиолетово, что весь класс спешит на обед.

Да, да, я, возможно, описываю исключение.

А возможно, и нет. Возможно, из описанного мной есть исключения.

Но в своём ребёнке я сейчас вижу именно эту картину.

Он умный. Но он неудобный.

Учителя не хотят тратить время на его эмоции и непонимания. И я как учитель их понимаю. Как учитель. Не как родитель.

Да, неудобный ребёнок - это ещё и... как бы это сказать... сложные отношения к собственным поражениям. Не вышло сделать задание, не услышал задание, ошибся, друг отказался дружить, не получилось найти место, чтобы переодеться. Проблемы у него возникают чаще, чем у других детей, и он не умеет с ними справляться.

Почему так получилось в случае моего сына - я не поняла.

К самостоятельности приучаю, прилагать усилия для решения проблемы - приучаю.

Но, видимо, тут нужен другой подход. Нужно не приучать, а оставлять наедине с проблемой.

Тогда ребёнок станет ответственен за решение и, возможно, перестанет пасовать перед препятствиями.

Почему так выходит?

Мне кажется, потому, что в саду ребёнок остаётся без своего взрослого. Он один на один с системой и учится с ней взаимодействовать.

Это взаимодействие научает его реагировать на происходящее ожидаемым образом для окружающих, уже встроенных в систему.

И позволяет существовать в системе, не выбиваясь и не нарушая её ход.

Мой ребёнок сейчас - как камешек в жерновах.

На самом деле, я считаю, что он привыкнет. Он встроится, ему нужно больше времени, но он встроится.

Меня напрягает реакция учителей. Они самоустраняются от решения его затыков.

Оставляют его одного рыдать над проблемой. Что мне надо сделать, чтобы этого не было?

Я не знаю.

Сегодня он остался в раздевалке один, потому что не мог запихнуть в рюкзак поделку и рыдал от этого.

Мне очень не хочется разговаривать с учителями, но я не вижу иного выхода.

Ах, да, с чего я начала этот пост...

Мне почему-то кажется, что, если бы он меньше болел первые два года в саду, ему было бы сейчас легче в школе.

Интеллект и знания не всегда решают ситуацию. Иногда необходимы навыки выживания в системе.

У моего ребёнка их практически нет. И это становится проблемой.

Ваш мамо-Марто-кот

кажется. пост номер 45