Найти тему
РЯБИНИН | ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

⚙️ Теория Тюнинга: С чего начать тюнинг внедорожника?

Оглавление

Решили начать доработки автомобиля для путешествий или для покорения бездорожья, но не знаете с чего начать? Пошагово разберем все вопросы тюнинга, очередность подхода к снаряду и определим, надо оно вам или нет...

Я занимаюсь внедорожниками с 1998 года и в моих руках были самые разные автомобили, на которых мы путешествовали и участвовали в соревнованиях. За это время изменился и подход к тюнингу, и варианты оборудования предлагаются в таком количестве, о котором в 98-м мы не могли даже мечтать.

Toyota Hilux и УАЗ Патриот в Турции
Toyota Hilux и УАЗ Патриот в Турции

Зачем нужен тюнинг внедорожника?

Весь тюнинг делится на два направления:

Первый – это выделиться из толпы, показать себя супер-мачо и помериться размерами. В этом случае важно, у кого колеса больше, у кого лебедка мощнее и у кого лопата красивее. На бездорожье такие машины бывают редко, хотя, как правило, им бывает весело.

Toyota Land Cruiser 75 на шинах Nokian Tyres диаметром 44 дюйма
Toyota Land Cruiser 75 на шинах Nokian Tyres диаметром 44 дюйма

Второй – это улучшение технических характеристик автомобиля и подготовка его к условиям, отличным от стандартной эксплуатации на дорогах общего пользования. В этом пункте имеет значения целевое назначение автомобиля и характер его будущего использования, но существуют универсальные решения.

Nissan Pickup в болотах Подмосковья
Nissan Pickup в болотах Подмосковья

С чего начать тюнинг внедорожника?

Если ваш тюнинг принадлежит к первому направлению, то достаточно просто прийти в тюнинг-ателье, назвать сумму вложений и попросить сделать красиво. В этом случае не стоит заморачиваться, как поедет автомобиль на 35-х колесах, а когда такой вопрос встанет, то просто вернетесь к доработкам второго уровня.

Со вторыми сложнее и первый вопрос, на который вам стоит ответить, это для чего вам нужен автомобиль, где вы будете на нем ездить и как это будет выглядеть. Поверьте, доработки автомобиля для путешествия из Москвы во Владивосток, отличаются от доработок для участия в трофи-рейде и серьезной постройки внедорожника. Начнем с самого простого.

УАЗ Патриот в силовом обвесе РИФ
УАЗ Патриот в силовом обвесе РИФ

Самое простое, это замена штатной резины на более "злую" и более "внедорожную". Я сторонник небольших изменений размера, так как большие колеса требуют больших изменений конструкции и надо понимать, что такие колеса вам нужны. Собираетесь штурмовать лесовозки? Тогда переходите в разряд маньяков и лучше пропустить этот пункт.

УАЗ Патриот на дисках Off-Road Wheels и шинах GoodYear Wrangler Duratrac 265/75R16
УАЗ Патриот на дисках Off-Road Wheels и шинах GoodYear Wrangler Duratrac 265/75R16

Итак, я сторонник небольших изменений и установки шин, которые влезают без дополнительных манипуляций или с минимальными доработками, такие как подрезка брызговиков, например. Большинство автомобилей, например: УАЗ Патриот, Toyota Hilux, Isuzu D-Max, Toyota Fortuner, Mitsubishi L200 и т.п., легко переживают установку шин диаметром до 32 дюймов.

Для установки на ГАЗ Соболь 4х4 шин размером 245/75R16 или чуть больше, потребуется подрезка края задней арки или смещение моста назад. Это делается очень легко и в тюнинг-ателье уже давно набили руку на подобных работах.

ГАЗ Соболь 4х4 на дисках Off-Road Wheels и шинах Nokian RockProof 245/75R16
ГАЗ Соболь 4х4 на дисках Off-Road Wheels и шинах Nokian RockProof 245/75R16

Какие шины выбрать?

С размером определились, осталось определиться с типом и моделью. Здесь кроется большая засада – половина людей искренне считает, что шины класса АТ это универсальные шины, а класса МТ – грязевые. На самом деле все далеко не так.

Российские грунты таковы, что универсальными являются шины класса МТ, а грязевыми – класса XT или выше. Запутал? Тогда так: грязевые шины, это Simex, но ехать на них по асфальту – достойно койки в сумасшедшем доме. То есть, надо понимать, что ты терпишь лишения на доезде, чтобы где-то зарубиться так, что все остальные шины сдохнут и не поедут.

УАЗ 469 на 36-дюймовых шинах Simex Extreme Trekker
УАЗ 469 на 36-дюймовых шинах Simex Extreme Trekker

Шины класса МТ, такие как Nokian RockProof, BFGoodrich Mud-Terrain или GoodYear Wrangler MT-R, на асфальте будут шуметь довольно сильно, но позволят вам меньше задумываться перед съездом на бездорожье и допускать больше ошибок при езде по нему.

УАЗ Патриот на кованых дисках AT-Lab и шинах GoodYeat Wrangler Duratrac 31x10.5R15
УАЗ Патриот на кованых дисках AT-Lab и шинах GoodYeat Wrangler Duratrac 31x10.5R15

Шины класса АТ, такие как BFGoodrich All-Terrain или GoodYear Wrangler Duratrac, на асфальте будут намного тише и комфортнее, но на бездорожье потребуют более трезвого расчета траектории движения и будут вести себя ощутимо хуже.

ГАЗ Соболь 4х4 в пустыне Гоби (Китай) на шинах BFGoodrich All-Terrain KO2 245/70R16
ГАЗ Соболь 4х4 в пустыне Гоби (Китай) на шинах BFGoodrich All-Terrain KO2 245/70R16

По степени убывания, от бездорожья к асфальту, указанные шины я бы разместил в следующем порядке:

1. GoodYear Wrangler MT/R with Kevlar (MT).
2. BFGoodrich Mud-Terrain KM3 (MT).
3. Nokian RockProof (MT).
4. GoodYear Wrangler Duratrac (AT).
5. BFGoodrich All-Terrain KO2 (AT).

Из практики:

Первые шины у меня стояли на УАЗ Патриот, на котором мне доводилось бывать в разных местах, а однажды половину ночи вытаскивать кучу блогеров из грязи, будучи единственным, кто мог передвигаться и таскать за собой кого-то.

-11

Вторые шины стоят у меня на Toyota Fortuner и мне нравится это сочетание. Автомобиль на шинах Mud-Terrain KM3 очень уверенно едет на любом бездорожье и ползет до тех пор, пока колеса хоть как-то касаются грунта.

Toyota Fortuner на штатных дисках и шинах BFGoodrich Mud-Terrain KM3 265/70R16
Toyota Fortuner на штатных дисках и шинах BFGoodrich Mud-Terrain KM3 265/70R16

Третьи шины стоят у меня на ISUZU D-Max и ГАЗ Соболь 4х4. Модель RockProof я считаю наиболее универсальной и расположенной между шинами для дальних поездок и для съезда на серьезное бездорожье.

ISUZU D-Max на стальных дисках Off-Road Wheels и шинах Nokian RockProof 265/70R17
ISUZU D-Max на стальных дисках Off-Road Wheels и шинах Nokian RockProof 265/70R17

Когда-то мы выезжали на бездорожье на большой тест внедорожных шин. Участвовали не все упомянутые мной шины, но возможно вам будет интересно посмотреть довольно длинный ролик с кучей опытов.

В качестве дисклаймера два момента:

Я называю марки и модели шин, на которых ездил и езжу, в которых уверен и которые могу порекомендовать. Есть еще варианты, но что-то сказать про них я не могу и не буду.

Существуют люди, которые утверждают, что шины класса АТ подходят для всех условий, что они ездят на них круглый год и т.п. Я не оспариваю их мнение и опыт, каждый волен поступать как хочет. Я озвучиваю свое мнение, основанное на разных поездках и на упрощении понимания. Не думаю... нет, даже уверен, что неопытный джипер на УАЗ Хантер не сможет ехать зимой на BFG AT и чувствовать себя абсолютно уверено.

Самодельные шины самодельного вездехода в северном регионе России
Самодельные шины самодельного вездехода в северном регионе России

Какие диски выбрать для внедорожника?

Диски имеют меньшее, но не последнее значение. Для большинства ситуаций вам хватит штатных дисков автомобиля. Я же предпочитаю следующий подход: летние внедорожные шины устанавливаю на неоригинальное литье или стальные диски, зимние шины на оригинальное литье или, также, на стальные диски. Подробнее про выбор дисков можно прочитать в отдельном материале.

ГАЗ Соболь 4х4 на литых дисках Off-Road Wheels и шинах BFGoodrich All-Terrain KO2
ГАЗ Соболь 4х4 на литых дисках Off-Road Wheels и шинах BFGoodrich All-Terrain KO2

Литые диски симпатично выглядят, немного весят и их жалко выбрасывать, если они штатные. На автомобили, которые не планируется использовать на жестком бездорожье, можно установить и неоригинальные литые диски.

УАЗ Пикап на стальных дисках Off-Road Wheels с бедлоками и 35-дюймовых шинах GoodYear Wrangler MT/R with Kevlar
УАЗ Пикап на стальных дисках Off-Road Wheels с бедлоками и 35-дюймовых шинах GoodYear Wrangler MT/R with Kevlar

Стальные диски весят больше, но стоят сущие копейки и легко ремонтируются при необходимости. Их не так жалко повредить на камнях или утопить в рассоле, который дорожники называют реагентом. Стальные диски хороши, когда есть шанс их повредить на серьезном бездорожье или когда вы хотите не думать о внешнем виде.

Toyota Fortuner на штатных стальных дисках и шинах BFG Mud-Terrain KM3 265/70R17
Toyota Fortuner на штатных стальных дисках и шинах BFG Mud-Terrain KM3 265/70R17

Впрочем, про внешний вид не буду спорить. Например, Toyota Fortuner на штатных стальных дисках выглядит очень брутально, а пикап ISUZU D-Max на белых дисках Off-Road Wheels выглядит и брутально, и нарядно. Так что оставим стальные диски как более утилитарные, а внешний вид на вкус.

ISUZU D-Max на дисках Off-Road Wheels и шинах Nokian RockProof 265/70R17
ISUZU D-Max на дисках Off-Road Wheels и шинах Nokian RockProof 265/70R17

Что дальше?

С первым шагом тюнинга внедорожника мы разобрались. Резина уже половина дела и на этой стадии вы уже должны понимать, что хотите и что будете делать с машиной на бездорожье.

Тем, кому сразу хочется ставить 35-дюймовые колеса рассказывать очередность тюнинга бессмысленно, так как установка подобных колес требует серьезных доработок и это целый комплекс, о котором расскажу позже и отдельно.

Застрявший по дороге к Мологе LR Defender не спасают даже сенд-траки MaxTrax
Застрявший по дороге к Мологе LR Defender не спасают даже сенд-траки MaxTrax

Тем, кто не определился с характером покоряемого бездорожья, для начала неплохо установить колеса "позлее", взять с собой необходимое снаряжение (стропы, шаклы, сенд-траки, лопату) и поехать с друзьями покататься.

Я сторонник того, чтобы ставить на автомобиль только нужное вам оборудование, а нужно ли оно вам, должны понимать вы. Я же постепенно озвучу все доработки и их назначение, а вы будете делать для себя выводы.

Toyota Hilux на тестах внедорожных шин. Литые диски Off-Road Wheels. Шины GoodYear Wrangler Duratrac 285/75R16
Toyota Hilux на тестах внедорожных шин. Литые диски Off-Road Wheels. Шины GoodYear Wrangler Duratrac 285/75R16

В следующем выпуске "Теории тюнинга" обсудим необходимость и возможность использования лебедки. Исходя из чего, в последствии, будем исследовать необходимость установки усиленной подвески и другого оборудования.

Подписывайтесь на канал "Путешествия за рулем" и следите за обновлениями. Кстати, у меня есть и Instagram, где я тоже много чего публикую и где мне можно задавать вопросы.