За последнее время проблема поздноговорящих детей стала значительно актуальней. Конечно, каждый ребёнок развивается по-разному и начинает говорить в разное время. Но мамы беспокоятся и часто приходят в надежде получить полезные советы.
Недавно на консультацию приходила мама пятилетнего малыша. Он неправильно произносил несколько звуков, а в остальном речь его была хорошо развита. Я была удивлена, когда она сказала, что ребёнок заговорил почти в 3 года. Когда я спросила, занимался ли мальчик раньше с логопедом, она ответила, что занималась дома самостоятельно. В этой статье я хочу резюмировать всё, что рассказала мама этого малыша. Надеюсь, что эта информация будет полезна многим родителям.
Для начала она испробовала все наиболее популярные методы: всё проговаривала и озвучивала, читала много книжек, развивала мелкую моторику. Всё это, на мой взгляд, даёт хороший результат. Но её малышу, к сожалению, не помогло.
Что помогло ребёнку заговорить:
1. Развитие мимики и артикуляционной моторики.
По сути, это даже не назовёшь занятием. Они играли, кривлялись, баловались перед зеркалом. Например, растягивали губы в улыбку, скалились (при этом выпучивали глаза, чтобы было весело), показывали язык, сворачивали его трубочкой, облизывали губы, вытягивали их, как для поцелуя, цокали, щёлкали и т.д.
Такие игры не требуют предварительной подготовки, они весёлые и вызывают положительные эмоции.
2. Развитие речевого дыхания.
А ещё мама с малышом дули на ватку, на дождик, на воздушные шарики, пену в ванне, на листья; в дудочку, свистульку, трубочки; в различные бутылочки и флакончики. Ну и, конечно, мыльные пузыри.
3. Ограничение речевого потока.
Этот метод мама изобрела сама. Когда бесконечно всё проговаривала, а сынуля слушал и молчал. Решила дать возможность ребёнку заговорить. Начала примерно раз в неделю говорить только по делу и без лишних комментариев. Читала в эти дни только короткие тексты и не поясняла. В итоге ребёнок, чувствуя, что чего-то не хватает, начинал восполнять эту нехватку своими словами.
4. Просмотр мультфильмов.
Многие, конечно, против телевизора, но наша мама позволяла. Простые, советские мультфильмы, с чёткой озвучкой и милыми персонажами. Такие мультики вызывали много эмоций и потребность выразить их словами.
5. Превращение лепета в полноценные слова.
Дети издают много разных звуков и звукосочетаний. У взрослых лексикон значительно богаче, ему несложно из абракадабры выделить что-то похожее на слово и произнести правильно. Например, ребёнок часто произносит слог «бу». Дайте ему буууулку. Или малыш часто повторяет «пан-пан-пан», а вы ему показываете панамку и т.д.
Очень важно, чтоб ребёнок понял, что он сам смог произнести «бу» или «пан» и таким образом обозначил предмет. Это для него важное открытие.
Самый главный совет этой мамы: всё делаем добровольно, по желанию ребёнка, без приставаний и даже не всегда регулярно.
Надеюсь, эти немного необычные советы будут полезны родителям, бабушкам и дедушкам, а также малышам.
Любите своих детей и радуйтесь их успехам!
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!