Найти тему
K-INO.RU: IN K-INO VERITAS

T2: Трейнспоттинг. Дэнни Бойл. Лекция Антона Долина.

Антон Долин: Восхищаюсь героизмом тех людей, которые уже были здесь на показе Джармуша. Надеюсь, они будут рады второму фильму не меньше — они оба прекрасны, но каждый по-своему. 

Лично мне фильм «Т2» очень нравится. Когда я смотрел его впервые месяц назад в обычном кинотеатре в городе Лондоне близ Лестер-Сквер, я почему-то был уверен, что вокруг него будут споры: провалил Дэнни Бойл сиквел или нет, дотягивает он до первого фильма или нет. Однако странным образом я так и не услышал никаких возмущённых комментариев. Все почему-то довольны, что в общем-то совпадает с моим ощущением от фильма, но всё равно немного меня удивляет. Мне кажется, что любой сиквел априори обречён. Когда режиссёр снимает продолжение, значит, предыдущая часть понравилась большинству зрителей. А иначе за это никто не возьмётся, ведь снять фильм стоит приличных денег. Получается, что он уже рискует разочаровать людей. А когда прошло уже 20 лет и ожидания настолько высоки, оправдать их просто невозможно.

Первый фильм «Трейнспоттинг» в России стал известен под названием «На игле». Дело в том, что первый фильм вышел в 96-м году, когда в России прокат как таковой отсутствовал, и все смотрели фильмы на пиратских видеокассетах с самопальным переводом. Пираты особенно не парились и непонятное слово Trainspotting перевели «На игле», потому что речь шла о четвёрке эдинбургских героиновых наркоманов.

Фильм снят по одноимённому роману Ирвина Уэлша, которая стала культовой во многом благодаря фильму. Точнее говоря, когда книга вышла, Ирвин Уэлш был писателем для, так скажем, языковой элиты — для людей, исследующих низы общества и обсценную лексику. В начале своего творчества (а это одна из первых его книг и самая прославленная) он был кем-то вроде Владимира Сорокина. И Дэнни Бойл тоже был никем — молодой режиссер, снявший один независимый неплохой фильм «Неглубокая могила» с никому не известным артистом Юэном МакГрегором в главной роли. 

Юэн Бремнер, Юэн МакГрегор и Джонни Ли Миллер.
Юэн Бремнер, Юэн МакГрегор и Джонни Ли Миллер.

После выхода первого «Трейнспоттинга» МакГрегор стал звездой, как и некоторые другие актёры, снявшиеся в нём. Но МакГрегор стал мировой звездой, а Карлайл или Джонни Ли Миллер всё-таки, скорее, британскими. Дэнни Бойл тоже прославился — уже через один фильм ему предложили делать «Пляж», экранизацию Гарленда, за довольно большие деньги с участием Леонардо ди Каприо. А Ирвин Уэлш стал звездой литературы.

Когда Илья Кормильцев переводил роман «Трейнспоттинг» на русский, то издательство было просто вынуждено назвать его «На игле»: во-первых, Трейнспоттинг — это слово, не имеющее русского эквивалента, во-вторых, все его уже знали под этим названием. Напоминает историю с фильмом «Мальчишник в Вегасе»: он же назывался попросту «Похмелье» (англ. «Hangover»), а по-русски его назвали «Мальчишник в Вегасе». Когда сняли вторую часть, то были вынуждены назвать её «Мальчишник в Вегасе 2», но проблема в том, что действие происходит совершенно не в Вегасе. Это было абсурдно, но неизбежно. То же самое с «Трейнспоттингом» — во второй части, конечно, идёт речь о наркотиках, но это совершенно точно не фильм про наркоманов. Употребляющими наркоманами являются двое из четырёх главных героев, причём один из них перешёл на кокаин, поэтому «На игле» — это совсем неадекватное название. Оригинальное название всё-таки вернули и для простоты назвали его Т2, чтобы люди не пытались выучивать смысл слова Трейнспоттинг.

Если смотреть фильм в оригинале, то в нём есть одна сцена, где произносится слово Trainspotting. Что это слово значит? Это такая шотландская субкультура, связанная с наблюдением за проходящими мимо тебя поездами и записыванием их номеров — чисто британская мания железных дорог, которая нашла свое воплощение в этом странном увлечении. В случае этой книги и фильма, конечно, это метафора. Метафора жизни, которая несётся мимо. В фильме есть сцена, когда герои стоят на платформе и смотрят, но они не в этом поезде, который куда-то едет по «правильным» рельсам, по расписанию. 

-3

Дэнни Бойл — странная промежуточная фигура, стоящая между авторским и коммерческим кинематографом. Таких режиссеров не очень много, хотя почему-то в Британии их достаточное количество, например, Сэм Мендес. С одной стороны, конечно, первый «Трейнспоттинг» — это безусловно авторское кино с совершенно индивидуальным стилем. С другой стороны, если вы смотрели больше 3-4 фильмов Бойла, вы знаете, что он постоянно менялся, всё время изобретал себя заново, и очень сложно как-то определить его стиль, можно найти какие-то общие темы, но визуально он почти всегда разный. Забавно, что даже этот новый фильм, который постоянно цитирует первый, всё равно сделан совершенно по-другому: тут другой оператор, другой монтажёр, вообще другая команда стоит за этим всем. И он о другом, хотя герои все те же самые.

Дэнни Бойл — автор и неавтор. В авторском кино очень редко встречаются сиквелы. Сиквел — это феномен коммерческого кинематографа: люди заработали денег на каком-то фильме и решили заработать ещё больше. Но в случае с таким фильмом перед нами не воля автора и продюсера, а скорее накопившаяся за 20 лет энергия существования Дэнни Бойла после «Трейнспоттинга». Когда, по его словам, на каждом интервью обязательным вопросом от любого журналиста в любой стране был: «Когда вы сделаете продолжение «Трейнспоттинга»?». Представьте себе, каково должно быть человеку, который является постановщиком открытия и закрытия Лондонской Олимпиады, лауреатом Оскара за Лучший Фильм Года («Миллионер из трущоб»), создателем «Пляжа», «28 дней спустя» — таких разных, таких ярких картин, а его всё бьют и бьют по темени этим бесконечным «Трейнспоттингом». Он просто сдался. В каком-то смысле этот фильм вообще о капитуляции, фильм о возвращении к истокам: главный герой Рентон в конце первого Трейнспоттинга убежал в Амстердам.

Дэнни Бойл
Дэнни Бойл

Когда Бойл с четвёркой артистов снимали первый фильм, они рисковали, потому что делали очень экспериментальную новаторскую картину, рассказывающую о конкретном социальном явлении середины 90-х — героиновой наркомании в провинции Британского Королевства, далёкой от Лондона, о молодёжи, которая не верила своим родителям, рабочему классу, не хотела продолжать ломать хребет на честной, но бессмысленной работе и «выбирала жизнь», как говорил Рентон в главном монологе фильма. Что произошло сейчас? По прошествии 20 лет история этих героев стала историей авторов фильма. В момент, когда они делали первый «Трейнспоттинг», Дэнни Бойл был режиссёром, который берётся за некий проект, актеры были молодыми людьми, которые взялись сыграть неких персонажей. Теперь 20 лет Дэнни Бойл — режиссёр «Трейнспоттинга», а они — его персонажи. Они с этим живут. Получается, что второй фильм, хороший ли он или плохой, понравится он или разочарует — неважно, это фильм гораздо более личный для всех участников, не только для возвращающихся.

Джон Ходж, соавтор сценария этого фильма, пережил сердечный приступ и операцию, после которой ему сказали, что он может прожить ещё 20-30 лет. И вдруг он задался совершенно трагическим вопросом для мужчины среднего возраста: чем ему заняться эти 30 лет? Он-то думал, что, может быть, ему осталось не так долго, но ему сказали, что ему надо жить дальше его вторую половину жизни, а он ничего не планировал на эту вторую половину. И он рассказал об этом в фильме. Этот фильм полон каких-то очень личных глубоких вещей, что, как мне кажется, спасло картину. Она, конечно, не гибла, но никакая новая история про тех же персонажей не могла бы всё равно сравниться с первой — всё равно все будут сравнивать не в пользу второго фильма. Ускорение этой картине, с моей точки зрения, придал тот персональный, интимный заряд связи авторов с этим фильмом, которого в первой картине не было и, в общем, не могло быть. 

-5

Ещё один интересный момент касательно сиквелов. Мы понимаем, что, когда мы смотрим любой фильм, даже самый прекрасный на свете, у персонажей на самом деле нет биографии — у них есть легенда. Как у шпионов в шпионских фильмах: им придумывают искусственную биографию, и они рассказывают, где они родились, выросли, учились, какая у них семейная история, но всё это враньё. На самом деле, они шпионы, и о реальной жизни шпиона мы обычно ничего не знаем. В принципе, персонаж любого фильма — это вот такой шпион, у него есть легенда. Его предыстория рассказывается нам в течение фильма, но она придумана, это всего лишь слова, диалоги в сценарии и всё. Прошло персонажа отсутствует — он родился в ту секунду, когда мы впервые увидели его на экране. Но у сиквелов-то совершенно другая история, особенно у сиквела, снятого 20 лет спустя. У них-то, у каждого из этих персонажей действительно есть прошлое. У них действительно есть биография. И они этим ограничены — они находятся в клетке этого прошлого, которое им нужно продолжить и развить, исходя из того, что это тот же самый человек и тот же самый персонаж. Если зритель не поверит, что он тот же самый — всё, игра проиграна, твой фильм не получился, какой бы он ни был изобретательный. И в этом сложность, и в этом интересная задача, которую они очень любопытно здесь решают. 

Дэнни Бойл сразу сказал, что он не будет делать эту картину, если все четверо артистов не согласятся сыграть те же самые роли. Возращаются даже больше, чем 4 артиста: Келли Макдональд, отец Рентона и ещё несколько персонажей. Интересно, что Дэнни Бойл 18 лет не разговаривал с Юэном МакГрегором, потому что взял вместо него ДиКаприо на главную роль в фильм «Пляж». Тот очень расстроился, но им пришлось помириться. Почему этот момент интересный? В принципе, житейская история, ничего особенного. Но, если вы помните, первый Трейнспоттинг заканчивался тем, что Рентон кидает своих друзей и уезжает с деньгами в Амстердам. Теперь он возвращается домой в Эдинбург, чтобы попробовать с ними снова помириться. То есть история примирения — это также история Юэна МакГрегора и Дэнни Бойла, а не просто история выдуманных персонажей.

Юэн МакГрегор и Дэнни Бойл.
Юэн МакГрегор и Дэнни Бойл.

Они помирились. Дэнни Бойл выдвинул условие: он сказал, что будет снимать фильм только в том случае, если будут эти четверо героев, и они все должны получить равный гонорар. Вы понимаете, что МакГрегор — звезда, снимавшаяся в «Звездных войнах», Юэн Бремнер вообще мало кому известен, Джонни Ли Миллер — звезда, но сериальная, Роберт Карлайл — сугубо британское явление. Одинаковые условия во всех отношениях, одинаковые гонорары. И уникальный случай для британского кино — роялти, то есть заработки, если фильм заработает в прокате. Такого вообще не бывает. Иногда такое бывает для режиссёра, но для артиста это совершенно немыслимое дело. И, конечно, это тоже их сплотило. 

Бойл как автор, конечно, состоялся. Безусловно, он человек успешный. Безусловно, герои этого фильма — неудачники. В свои 40 с чем-то лет, 20 лет спустя, они все осознают себя в качестве людей с несложившейся биографией. Как же это может быть автобиографичный фильм о нём самом? Я говорил об этом с Бойлом, и он сказал, что, даже если ты очень успешен, в какой-то момент ты всё равно начинаешь волноваться насчёт своего здоровья, насчёт своего потенциала, своего будущего, и никакой успех, никакие деньги никак не могут тебя в этом утешить. Я с ним согласен, конечно, это так и есть, и возраст здесь ни при чём. Но есть другой момент. Я подумал, что каждый режиссёр частичку своего ДНК всегда закладывает в своих персонажей и в свои сюжеты. Большинство героев Бойла объединяет то, что все они, на самом деле, слабаки — нет сильных героев, они все плывут по течению. У них нет сил плыть против, они все предают себя или подводят близких. И в этом смысле второй «Трейнспоттинг» — это история о капитуляции, а не о победе, но своеобразная история капитуляции. 

Кадр из первой части. «На игле» (1995)
Кадр из первой части. «На игле» (1995)

Вчера состоялся показ этого фильма в Москве, мы обсуждали его с залом, и прозвучал очень интересный вопрос касательно роли женщин в этом фильме. Женщин стало гораздо меньше, но появилась новая героиня, сыгранная болгарской актрисой Анжелой Недялковой. Она одна из главных героинь фильма, и её роль очень важна и интересна, прошу вас обратить на неё внимание. Интересно, что, поскольку этот фильм очень автобиографичен, он очень мужской. Он рассказывает вообще о слабости мужчины. И он рассказывает о неспособности мужчины повзрослеть и справиться с собой и окружающим миром. А женщины, которых в этом фильме довольно мало и которые появляются на небольшие эпизоды, показывают себя гораздо более зрелыми, умными, взрослыми. 

Джонни Ли Миллер, Юэн Бремнер, Анжела Недялкова и Дэнни Бойл
Джонни Ли Миллер, Юэн Бремнер, Анжела Недялкова и Дэнни Бойл

И несколько слов об Ирвине Уэлше. Дело в том, что он написал роман-продолжение Трейнспоттинга много лет спустя, но не 20, а около 12. Это был роман под названием «Порно» о том, как Рентон возвращается из Амстердама, и они с друзьями пытаются снимать порно-фильм. Роман был слабее, чем Трейнспоттинг и не имел такого успеха, но это был хороший роман. Дэнни Бойл осознанно не хотел снимать экранизацию этого романа. Он хотел сделать фильм с независимой историей и участием Ирвина Уэлша в качестве исполнительного продюсера, автора персонажей, автора идеи и одного из актеров — он играет одну из маленьких ролей. Фильм и книга пошли разными параллельными дорогами, потому что герои развиваются по-разному, и их ждёт совершенно разное будущее. Но Ирвин Уэлш во второй части стал не только артистом и автором идеи, он стал впервые — этого не было в «Порно» и в первом Трейнспоттинге — одним из героев фильма, и это не то же самое, что актер, сыгравший одну из ролей. Ирвин Уэлш стал прототипом одного из персонажей. Кого именно, вы узнаете ближе к финалу фильма, и, на мой взгляд, это очень неожиданное решение, тоже сближающее авторов с тем, что происходит в фильме.

Ирвин Уэлш
Ирвин Уэлш

Последнее, что хочу сказать: это типичное «20 лет спустя» — перед нами четверо героев, такие Д’Артаньян и 3 мушкетёра. Конечно, очень хочется надеяться, что будет ещё и «10 лет спустя». Я знаю, что у Ирвина Уэлша написан роман, к сожалению, пока не переведённый на русский, который посвящен судьбе Бегби — одного из самых интересных персонажей из этой четвёрки и очень интересных именно в этом фильме, потому что у него отдельная траектория. Конечно, как вы понимаете, эта траектория в какой-то момент соединяется с траекториями остальных персонажей. 

Хочу пожелать вам приятного просмотра, а подробно мы обсудим фильм уже после того, как он закончится. Спасибо большое!

-10