Главной и всепоглощающей страстью в жизни Флоренс Фостер Дженкинс была музыка. Маленькая Флоренс с младых ногтей обучалась игре на фортепьяно, и даже, по словам современников, подавала большие надежды на этом поприще. Обеспеченные родители поддерживали музыкальные стремления дочери, она выступала на концертах в родной Пенсильвании, а однажды, в возрасте восьми лет даже имела честь играть на фортепьяно перед самим президентом.
Родители гордились дочерью, но её занятия музыкой рассматривали лишь как дополнительное образование, которое вполне могло бы пригодиться в будущем, чтобы блеснуть в обществе, но не более того. Поэтому, когда 17-летняя Флоренс заявила, что музыка – это единственное, чем она хочет заниматься и посвятить всю себя пению и игре на фортепиано, отца такие планы дочери на собственное будущее не устроили, и он отказался оплачивать её обучение.
Но уже в столь юном возрасте Флоренс была очень целеустремлённым человеком, и отцовское неодобрение и лишение материальной поддержки – это не то, что могло бы её остановить на пути к звёздной славе. Флоренс вышла замуж за доктора Френка Торнтона Джексона и сбежала с ним в Филадельфию, покинув отчий дом. Здесь и началась история певицы, страстно поглощённой музыкой и мечтающей покорить сердца миллионов людей своим пением. История, столь же комичная, сколь трагичная.
Главная ирония состояла в том, что Флоренс не обладала ни слухом, ни голосом, ни чувством ритма. Однако сама она этого не замечала или не хотела замечать, считая себя талантливой певицей, способной радовать слух людей своим вокалом. Злая шутка природы не смогла остановить Флоренс на пути к её вожделенной цели. После смерти отца она стала богатой наследницей, и тратила огромные средства на частные уроки у известной оперной дивы, обладательницы меццо-сопрано. Флоренс основала и длительное время была покровительницей сообщества, именуемого «Клуб Верди», куда входили любители музыки того времени.
Но как можно не замечать, что вместо мелодичного пения, ты жутко воешь, хрипишь и кукарекаешь, не попадая ни в одну ноту? В этом и состоит феномен Флоренс. Многие считают это психологическим отклонением, называемым «Эффект Даннинга – Крюгера», для которого характерно своеобразное искажение восприятия, когда человек имеет чрезмерно высоко оценивает свои таланты, способности и квалификацию в какой-либо профессиональной области.
Флоренс организовывала собственные концерты «для друзей». Парадоксально, что никто из членов «клуба Верди», её музыкального окружения, никогда не осмеливался сказать ей правду в лицо. Здесь многое решали деньги, богатая Флоренс была щедра на пожертвования. Людское лицемерие не знает границ: на концерте эти люди рукоплескали и кричали «браво!», с трудом сдерживая сдавливающий горло смех. А покинув зал, обсуждали насколько бездарна певица, и как она вообще осмелилась выйти на публику с таким голосом и слухом.
Затем Флоренс стала расширять аудиторию своих слушателей, арендуя на собственные деньги залы Нью-Йорка и Филадельфии. И даже слыша из зала насмешки, она отказывалась верить в собственную бесталанность, объясняя это тем, что люди просто завидуют её вокальной одарённости.
Каждый концерт был праздником для незадачливой певицы. Она тщательно готовилась к выступлению: подбирала репертуар, который состоял из сложных классических произведений (чего уж мелочиться!), которые могли исполнить отнюдь не все профессиональные оперные певицы. Сценическим костюмам Флоренс уделяла особое внимание. Она придумывала свой образ, тщательно прорабатывая детали, и желая поразить публику с первых секунд своего появления на сцене. Её легендарный образ «Ангел Вдохновения» произвёл именно такой эффект, когда она предстала перед глазами зрителей в блестящем шёлковом платье с огромными картонными крыльями за спиной. Представьте себе реакцию зрителей, когда это «Чудо в перьях» запело… точнее, завыло.
Особенно комично звучали произведения на иностранных языках. Как, например, это: «Еду-еду в чистом поле, колокольчик динь-динь-динь…»:
Как бы ни странно это звучало, но в 1937 году студия звукозаписи Meloton Recording предложила Флоренс выпустить грампластинку с её песнями. Певица согласилась, однако напрочь отказалась от репетиций и каких-либо настроек аппаратуры. Все песни были записаны с первого раза. Прослушав свои записи, Флоренс посчитала их идеальными и одобрила выпуск пластинки.
Апогеем карьеры певицы Флоренс Фостер Дженкинс стало её выступление на сцене самой большой и престижной площадки Нью-Йорка - Карнеги-Холле. Билеты были распроданы задолго до назначенной даты, в зале царил аншлаг. На тот момент Флоренс было 76 лет.
Спустя несколько дней после этого грандиозного события, у Флоренс случился сердечный приступ. Можно лишь предполагать причину. То ли певица не смогла перенести критики, обрушившейся на неё после концерта, и наконец осознала свою бездарность. То ли сифилис, которым она болела долгие годы, заразившись от своего супруга в юные годы, подорвал здоровье и сделал своё чёрное дело.
Несмотря на то, что Флоренс Фостер Дженкинс – фрик своего времени, осмелившийся петь на широкой публике при полном отсутствии голоса и слуха, эта женщина достойна уважения. Она достигла цели, к которой стремилась, несмотря ни на что, а для неё это было гораздо сложнее, чем для кого бы то ни было, с её то скудными природными певческими данными.
Остаётся лишь восхищаться целеустремлённостью и даже некоторой одержимостью стать оперной звездой. Согласитесь, если бы Флоренс жила в наше время, ей было бы намного проще. Сейчас певицами без слуха и голоса никого не удивишь, петь может кто угодно. Автотюн и другие современные инструменты для обработки голоса сделают свою работу так, что мы не поймём насколько бездарен исполнитель, вновь и вновь слушая его песни. Флоренс же была такой, какая она есть, она не скрывала свои природные особенности и стала настоящей звездой! Что это – храбрость или глупость? Или тот самый «синдром Даннинга – Крюгера»…
История Флоренс стала настолько вдохновляющей, что по ней ставили пьесы и снимали кинофильмы. Одна из таких замечательных кинолент - «Примадонна», где в роли Флоренс предстала замечательная Мэрил Стрип. Актриса великолепно прожила эту роль, ей удалось донести до зрителя ту преданность музыке, обаяние, непосредственность и где-то даже детскую наивность своей героини. Наблюдая за этой историей, испытываешь амбивалетные чувства: хочется и смеяться, и плакать одновременно. Смеяться над пением и сопереживать из-за трагической развязки этой грустной истории.
Оглянитесь, в нашем мире хватает таких же "талантов" как Флоренс - певцы без голоса, возомнившие себя звёздами и выступающие на больших престижных площадках; бесталанные писатели, которым не даёт покоя слава Джоан Роулинг; "пластмассовые" актёры и актрисы, от игры которых хочется плакать, но неизменно присутствующие чуть ли ни в каждом фильме или сериале на ТВ. Вот только им не хватает такой же одержимости и бесконечной любви к своему делу, которыми обладала Флоренс Фостер Дженкинс.
Вам было интересно? Тогда поддержите канал и автора вашим 👍и подпиской. Это важно для развития канала.
Если есть что сказать, делитесь в комментариях.
Почитайте ещё:
Самый большой страх Мэрилин Монро