Островное государство Исландия (Island), «ледяная страна» или «страна льдов», расположено в Северной Атлантике, к северо-западу от Великобритании. Около 10% территории страны покрыто ледниками, а северные фьорды полны айсбергов. Тем не менее, Исландия регулярно импортирует лед из Норвегии, Великобритании и даже США для сохранения мяса, рыбы и других продуктов. Привозной лед оказывается почти на 40% дешевле, чем местный.
Удивительная страна Исландия
Исландия, как правило, представляется некой далекой и почти сказочной страной, ведь люди начали заселять ее только в 9-ом веке. Это страна красивейших северных ландшафтов и гейзеров, которые образуют самую плотную концентрацию в мире. Здесь живут потомков могучих викингов, а «скрытый народ», часто отождествляемый с мифическими эльфами, прячется в горах.
Вопреки названию и наличию многочисленных ледников, Исландия – это не холодная арктическая территория, а достаточно «зеленая» страна, особенно летом. Климат на острове морской, умеренно-прохладный, а на погоду, в основном, влияют теплое Северо-Атлантическое течение и холодное Восточно-Гренландское течение, а также арктический дрейфующий лед. Летом в Исландии можно любоваться «белыми ночами», а дневная температура держится в пределах +15-20°C. Зимой дуют холодные ветра, но температура даже ночью редко опускается ниже –3-5°C.
Итак, в Исландии вполне достаточно льда с собственных ледников и постоянных айсбергов в фьордах. Страна могла бы полностью обеспечивать себя необходимым льдом, несмотря на строгие экологические ограничения.
Исландия – дорогая страна, сильно зависящая от импорта. Но поставки воды, льда и снега не облагаются налогами.
«Страна льдов» импортирует нефть, пшеницу, овощи и другие продукты. Стоимость почти всех основных товаров в Исландии достаточно велика, соответственно и зарплаты для жителей также высокие. В сложившейся ситуации, при высокой стоимости рабочей силы, все, что производится на острове – получается дорогим.
Экономика Исландии ориентирована на экспорт, одной из самых основных отраслей страны является рыболовство, но свежая рыба в основном вывозится авиацией. Еще одна важная отрасль промышленности – производство алюминия, причем в сочетании с геотермальной энергетикой конечная продукция получается очень конкурентоспособной. Итак, корабли и так идут пустыми в Исландию для загрузки алюминием и продуктами рыбной промышленности – так почему бы не заполнить их, например, льдом, который необходим для сохранения мяса, рыбы и других продуктов.
Лед, импортируемый из других стран, получается на 40% дешевле, чем произведенный местной дорогой рабочей силой.
Конечно, некоторые экологи утверждают, что такие «бессмысленные перевозки» увеличивают выбросы парниковых газов и в целом вредны для окружающей природы. Но ведь страна не в состоянии производить множество необходимого оборудования, вещей и продуктов для жизни – следовательно транспортное сообщение никак не может быть заметно сокращено. А вырабатываемое дешевое геотермальное электричество эффективнее использовать для производства алюминия, а не для добычи необходимого льда.
В итоге получаем достаточно неожиданную, но стабильную ситуацию – Исландия, «ледяная страна», регулярно и в заметно больших объемах импортирует лед. Конечно, в современном мире на первый план почти всегда выходит экономическая целесообразность, вследствие которой на сегодняшний день исландцы «все делают правильно» – защищают естественное состояние своих ледников и получают дешевый импортный лед в необходимом количестве.