Я смотрела спектакль Julius Cezar 25 января 2018 года, и это была вторая неделя превью. Спектакль успешно открылся 30 января и был снят для показа в кинотеатрах мира. И вот почему, мне кажется, вам не стоит его пропускать. Я расскажу вам о своем личном опыте участия в спектакле. Именно участии, потому что спектакль относится к постановкам формата site-specific, когда зритель не отделен от сцены оркестровой ямой. А также, надеюсь, у меня получится вас заинтересовать, чтобы вы дошли и посмотрели этот спектакль в кино.
ПЬЕСА
Шекспировский Юлий Цезарь в постановке режиссера Николаса Хайтнера – нельзя пропускать. Не секрет, что Шекспир – он на все века. Уже даже не важно, кто и когда написал эти пьесы, были ли они написаны одним человеком или же несколькими. Факт остается фактом. Эти пьесы будоражат наше сознание и поднимают темы, которые актуальны и сейчас. Кроме всего прочего, шекспировские трагедии не похожи по своей структуре ни на предшествующие им, ни на последующие. Юлий Цезарь – это про власть, про толпу, про людей-действия и людей-мыслителей. Короче, про нас с вами. В программке спектакля приводится обширная статья о шекспировском тексте, проиллюстрированная фотографиями с киевских событий 2014 и 2017 гг, выборами Трампа, конфликта в Сирии и так далее.
И если в Барбикане Цезаря недавно ставили в тогах и с лавровыми венками, в попытке «показать классику», то Николас Хайтнер смело вычеркивает целые куски, перетасовывает сцены и делает Кассия женщиной. Это абсолютно живая пьеса вне времени. Два часа политического триллера. Без передышки, без остановки, без антракта. Бен
ПОСТАНОВКА
Николас Хайтнер, который до 2015 года руководил Национальным театром, а теперь – сооснователь театра Bridge, легких путей не ищет. Переделав весь зал театра, превратив его в арену с тремя круговыми галереями и трансформирующейся сценой, которая буквально вырастает из пола. Променад-места, которые, разлетались как пирожки во время показа были своеобразным иммерсивным опытом участия в спектакле. У меня был именно такой билет. Не пожалела ни разу. Разве что о том, что надела каблуки. Правда и в этом был плюс, когда ты на голову выше других – видно больше.
Итак, пространство быстро и внезапно трансформируется то в квартиру, то в кафе, то в тронный зал. Это происходит смело и круто. Зрители на арене умело управляются командой стейдж-менеджеров, которые создают нужный тон (дайте дорогу Цезарю! Двигайтесь, двигайтесь! Ложитесь! Бегите!), а также обеспечивают нужные выкрики из толпы. Много света, импульсивного и яркого, искусно сделанного и отлично выставленного. Звуки, толпа, перестрелка. О да, никто не будет доставать кинжал, чтобы убить Цезаря. Не то время. Все решается пистолетом. А последующая война Брута и Марка Антония будет похожа на военное положение в Сирии. И да, война – это всегда грязь. О чем тоже нам прямо на сцене показывают.
КАСТ И ПЕРСОНАЖИ
Хайтнер и правда постарался на славу, выкристаллизовывая каждого персонажа и выстраивая для каждого свою линию, свой характер. Марк Антоний здесь уже не лощеный Марлон Брандо с благородным взглядом и томно перекинутой тогой, а деятельный, немного похожий на обычного чинушу, но при этом обладающий своим собственным моральным кодексом Дэвид Морриси. С ним кстати, у меня связано одной из самых ярких иммерсивных впечатлений спектакля, когда ближе к финалу пробираясь к баррикадом я попалась Марку Антонию на пути, а он легко прихватил меня за плечи и любезно… отодвинул. Но это отступления от темы. «И ты, Брут…» – блистательный Бен Уишоу, который совмещает в себе вид весьма болезненного и в целом довольно хрупкого молодого человека и огромную силу воли, не дюжий ум. Он уже не представлен нам каким-то неуместным храбрецом, который пытается раскается в последующем. Он думающий, анализирующий, цепкий. И, наконец, самое большое удивление – Мишель Фейрли в роли Кассия. Во-первых, это гениальное перепрочтение оригинального текста, потому что Кассий в современности на раз-два может быть женщиной. Во-вторых, это отличное попадание в образ и как итог – восхитительный дуэт с Уишоу. Особенно ярко это заметно в сцене подготовки заговора и одной из финальных ссор двух друзей. Фейрли невысокая милая женщина с пронзающим взглядом. Все ее движения – четкие и выверенные. Она – мощь. Не смотря на рост, вес и пол. Юлий Цезарь в исполнении Дэвида Колдера – пресытившийся жизнью, довольный котяра, который не тиран и не деспот в его собственном представлении, но при этом указывает всем, где их место. (Нет, я не цитирую Оксимирона, так просто совпало).
В спектакле есть живая музыка. Есть перестрелки. Есть отчаяние и боль. И страх. Вообще, за весь спектакль раза четыре я пыталась себе сказать: «Хватит шорохаться». Но новый поворот не позволял. Перестрелка. Цезарь убит. Всем лежать.
Проблемы у спектакля, на мой взгляд три. Первая – меня не отпускало дежавю от того, что три года назад я уже видела похожие приемы с променад-местами в мюзикле Here Lies Love в NT. Вторая – абсолютно выбивающаяся из всего сцена с Брутом и его женой, которая поставлена как-то уж совсем инородно. И третья – в паре мест мораль подана на блюдечке с голубой каемочкой. Обычно в таких ситуациях либо режиссер считает зрителя дебилом (что вряд ли в случае с Хайтнером) либо «я художник, я так вижу», тогда окей, но лично меня покоробило.
Почему стоит идти: потому что надо посмотреть со стороны на себя. Потому что это Шекспир. Потому что это отличный каст и новаторская постановка.
Это однозначно два часа работы сердца и мозга.
И это, черт подери, отличный театр, господа.