На сентябрьскую дегустацию вин Лангедока и Руссийона в Москве приехало около сорока производителей региона.
Один из них согласился рассказать о текущем положении дел и проблемах Лангедока.
- Что сейчас происходит в Лангедоке?
- Я считаю, что в настоящий момент Лангедок является одним из самых (если не самым!) привлекательных регионов Франции. Благодаря нашему климату и виноградным сортам мы производим вина как европейского, так и новосветского стиля. Наш подход — создавать яркие, легко пьющиеся вина. При этом они отличаются замечательной танинной структурой и хорошей кислотностью. Их можно пить просто так, как делают в англоязычных странах, подавать на аперитив или сочетать с едой. Цены тоже по-прежнему привлекательны. Мне жаль, что нас еще плохо знают на международных рынках. Возможно, в этом есть и наша вина — мы мало общаемся с внешним миром. но нам пора исправляться.
- По крайней мере, в Москву производители Лангедока приезжают и по одиночке, и организованно. Неужели вы не продвигаете свою продукцию в других странах?
- Конечно, продвигаем. Верно и то, что наш подход к работе меняется в лучшую сторону, когда мы встречаемся с винными любителями, профессионалами и журналистами.
- Сложился стереотип, что в Лангедоке производят только лишь дешевые столовые и местные вина, что серьезного виноделия у вас нет.
- Общий объем винопроизводства Лангедока составляет 15 млн. гектолитров. Из них 6-7 млн. приходятся на категорию vins de pays, еще один миллион составляет продукция AOC. Остальное — это столовые вина. При этом vins de pays пользуются самым большим спросом на внешних рынках, доля экспорта доходит до 80-90 процентов.
Действительно, в мире нас лучше знают по местным винам, нежели чем по продукции, сделанной в рамках отдельных апелласьонов.
Я не согласен с утверждением, что в Лангедоке отсутствует серьезное виноделие. но "серьезные" вина не значит "скучные". Наоборот, они неординарны. Во многих хозяйствах урожайность не превышает 25 гл/га. Мое лучшее кюве ограничено 17 гл/га, а его цена — 15 евро. В апелласьонах умеют производить великолепные вина с прекрасной концентрацией, с "правильным" дубом, с доминантой фруктов. Их стоит для себя открыть. Не познакомится с ними, а сделать новое открытие.
- Какие сорта и почвы способны рождать великие вина Лангедока?
- Самые серьезные вина производят вдали от моря, рядом с горами. Там они получают и зрелость, и кислотность. Лангедок имеет разнообразные почвы. Сланец, известняк и глина — наиболее интересные. Лозам Сира требуются известняковые и глинистые почвы. Гренаш дает замечательные результаты со сланцем. Зачастую случается, что в одном хозяйстве можно отыскать 3-5 типов почв. Из этой мозаики легко выбрать участки, идеально подходящие к тому или иному сорту.
Что касается винограда, то все зависит от особенностей местности. В последнее время усилились позиции Сира. Раньше виноделие Лангедока было монокультурным. Кариньян занимал 95 процентов виноградников. Теперь на него приходится всего около трети посадок. Его заменили Сира и Гренаш.
- Почему Кариньян был таким популярным?
- Лангедок прошел через период, когда люди не думали о производстве качественного вина. Их больше волновал вопрос высоких урожаев. Это было 40 лет назад. Мы бы очень хотели забыть тот период. Тогда производили вина Миди. Сейчас пришло время вин Лангедока.