Грозит ли гражданам России потеря рабочих мест из-за роботизации? С какой скоростью распространяются новые технологии? В октябре профессор РЭШ Ирина Денисова прочитала лекцию об особенностях российского рынка труда, в которой ответила на эти вопросы. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из ее выводов.
Технологический прогресс меняет структуру экономики и рынок труда во всем мире. Автоматизация процессов ведет к тому, что часть рабочих мест скоро исчезнет. Чем этот процесс завершится, никто не знает, и многие боятся этих изменений. Тем не менее, пока по всем признакам россиянам бояться за свои рабочие места не стоит, утверждает Ирина Денисова.
Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на несколько графиков, которые отражают распространение технологического прогресса в разных отраслях экономики. А перед этим необходимо познакомиться с понятием совокупной производительности факторов, которым пользуются экономисты.
Что такое совокупная производительность факторов? Допустим, у вас есть предприятие, которое выпускает все больше и больше некоего продукта. Этот рост может происходить по очевидным причинам – расширения производства за счет дополнительного оборудования и увеличения числа сотрудников. Однако есть и другие возможные причины – улучшение используемых технологий, замена оборудования, повышение квалификации сотрудников. В этом случае мы видим рост производительности, причем не только труда, но и остальных используемых факторов производства. Как раз это и называют совокупной производительностью факторов.
Россия и развитые страны: как распространяется прогресс
Разобравшись с понятиями, обратимся к графикам, показывающим изменение совокупной производительности факторов в России и в развитых странах – США, Великобритании, Германии других странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Имеет смысл сравнить их по двум показательным секторам экономики – обрабатывающей промышленности и сфере услуг.
Предприятия обрабатывающей промышленности обеспечили индустриализацию, однако и Россия, и страны ОЭСР, если судить по структуре занятости, уже находятся в постиндустриальном обществе – занятые в секторах услуг преобладают. Современное изменение технологий касается как раз этого сектора. Это группа отраслей не промышленного характера, которая включает, например, бизнес-услуги, финансовые, страховые и банковские услуги, а также многие другие.
Накопленные темпы роста СПФ по группам эффективности: обрабатывающая промышленность
На первом графике изображен рост совокупной производительности факторов в обрабатывающей промышленности России по двум группам предприятий – топ-10% и всех остальных. Уровень 2008 года принят за 100%. Мы видим, что в обрабатывающей промышленности СПФ падала, и только с 2013 года наметилось некоторое улучшение динамики, прежде всего на лучших предприятиях.
Накопленные темпы роста СПФ по группам эффективности: сфера услуг
В сфере услуг же, которая, напомним, должна быть лидером современного этапа технологического прогресса, мы наблюдаем другую ситуацию. Устойчивое снижение СПФ с 2009 года характерно не только для середняков и отстающих, но и для 10% лучших предприятий.
Темпы роста СПФ в обрабатывающей промышленности и секторе услуг в странах ОЭСР
Что в это время происходило в развитых странах? Об этом говорят два следующих графика, показывающие темпы роста СПФ в обрабатывающей промышленности (левый график) и секторе услуг (правый график) в странах ОЭСР. СПФ 10% лучших предприятий росла и в обрабатывающей промышленности, и в секторе услуг, но в секторе услуг этот процесс происходил опережающими темпами.
«Мы на разных этапах со странами ОЭСР, – комментирует графики профессор Ирина Денисова. – Они действительно на новом этапе технологического прогресса, который проявляется прежде всего в рывке технологий в сфере услуг. В то время как в России в этом секторе мы не видим не только роста – мы видим падение».
Так что, по всей видимости, ожидания, что автоматизация вытеснит с российского рынка труда целый ряд профессий так же быстро, как в странах ОЭСР, необоснованны.
Особенности российского рынка труда
Чем же можно объяснить такое медленное проникновение новых технологий? По мнению Ирины Денисовой, процесс тормозят как некоторые общеэкономические факторы, так и особенности российского рынка труда. Три основных причины, на которые профессор обратила внимание в своей лекции:
1. Проблемы с защитой прав собственности и с другими составляющими инвестиционного климата. Российское правительство предпринимает шаги, чтобы улучшить ситуацию, но одновременно, движимое иными мотивами, периодически перечеркивает все позитивные достижения.
В итоге у предприятий очень мало стимулов к внедрению новых технологий, замораживается устаревшая структура спроса на труд. Система образования не видит спроса и не предлагает обучение квалификациям, необходимым в новой экономике.
2. Сложившиеся в России механизмы мэтчинга – соединения работников с рабочими местами – характеризуются интенсивным движением работников между рабочими местами, что не способствует профессиональному обучению на предприятиях.
3. Отсутствие полноценного страхования от безработицы тормозит адаптацию экономики к структурным шокам, в том числе, технологическим.
Смотрите видеозапись лекции Ирины Денисовой на канале РЭШ в YouTube. А презентацию профессора – по этой ссылке.
Лекция Ирины Денисовой прошла в рамках курса «Экономика труда» Экономического лектория Школы. Ознакомиться с расписанием будущих мероприятий можно по ссылке.