С 11 ноября дома Christie’s и Sotheby’s проводили неделю аукционов послевоенного искусства. В общей сложности лоты принесли немногим меньше $2,000,000,000.
Сумасшедшая неделя аукционов закончилась. Christie’s и Sotheby’s завершили традиционную неделю аукционов послевоенного искусства. Пока богачи прячут достояние мировой культуры в свои безвкусные замки, а арт-дилеры подсчитывают прибыль, предлагаем пробежаться по главным событиям прошедшей недели.
Все началось с минорной ноты
Первый вечер стал большим разочарованием для аукционных домов. Christie’s наторговал всего лишь на $279,200,000 — это больше 18 млрд рублей (столько выделяют на строительство петербургского метро в следующем году). В прошлом же году первый вечер принес $479,300,000 — более чем в 1,5 раза больше.
Из 61 предложенного лота 11 ноября было продано только 52. Одна из невостребованных картин — Femme au béret orange et au col de fourrure (Marie-Thérèse) Пабло Пикассо. Это особенно грустно. Еще грустнее, что Coin de jardin avec papillons Винсента Ван Гога тоже оказалась никому не нужна. А ведь полотно должно было стать самой дорогой работой парижского периода художника.
Покупатели хорошо брали Моне, но и здесь не слава богу — многие картины уходили дешевле оценочной стоимости. Словом, никаких громких новостей по итогам первого вечера не было.
На следующий день «аукционное проклятие» и не думало улетучиваться. Теперь беда пришла и в дом Sotheby’s. 12 ноября главные лоты торгов остались невостребованными. Картины Марсдена Хартли, которые должны были стать изюминкой вечера, не получили ни одной ставки. Небольшой фурор сделала La Lampe Пикассо — ее купили за $29,500,000 (около 2 млрд рублей). В целом же все прошло довольно тихо и угрюмо.
Свет в конце тоннеля
А вот 13 ноября ситуация резко изменилась. У Christie’s, наконец, случился рекорд — $317,801,000 за вечер (почти 21 млрд рублей; столько в 2019 году выделяют на развитие Дальнего Востока). Все благодаря картине Chop Suey Эдварда Хоппера, которая была продана за ошеломляющие $91,875,000.
>> Кстати, мы рассказывали, почему это полотно Хоппера стоит так дорого <<
Свою лепту в общее дело внесло и полотно Виллема де Кунинга Woman as Landscape. За него заплатили $68,937,500 (больше 4,5 млрд рублей).
Все эти лоты когда-то входили в коллекцию ныне покойного Барни Эбсворта. По его признанию, он начал собирать картины американских художников, потому что европейские картины стоят слишком дорого. По иронии, коллекция Эбсворта оказалась одной из пяти самых дорогих коллекций, когда-либо проданных на аукционе.
В итоге вышло даже лучше, чем планировали
В остальные дни торги шли поживее. Christie's и Sotheby's изначально нацеливались на общую сумму в $1,800,000,000 ($1,8 млрд). Итог — $1,935,000,000. Миллиард с лишним принесли аукционы Christie's и еще $835 млн — Sotheby’s.
>> Кстати, в этой сумме учитывается и аукцион драгоценностей королевской семьи Франции. На этих торгах подвеска Марии-Антуанетты была продана почти за 2,5 млрд рублей <<
У ноябрьских аукционов были свои фавориты. Картине Chop Suey Эдварда Хоппера предрекали оценку в $80,000,000, а она принесла почти $92,000,000. «Портрет художника (бассейн с двумя фигурами)» Дэвида Хокни должен был принести тоже около $80,000,000. В итоге картину купили за $90,300,000. Благодаря этому 81-летний художник стал самым высокоплачиваемым автором современности.
Первый большой аукцион на блокчейне
Торги Christie’s в этот раз впервые прошли по технологии блокчейн. Записи о продаже 42 лотов были помещены в сеть Ethereum. Блокчейн хранит зашифрованные данные о названиях, описаниях картин, датах аукционов и конечных цен.
Все для того, чтобы история произведений искусства оставалась прозрачной. Данные удалить из блокчейна нельзя. а значит, если вор похитит одну из картин, он не сможет в будущем никому ее продать — покупатель будет знать, когда, где и при каких обстоятельствах полотно было куплено.
13 рекордов Christie’s
Это почти как «12 подвигов Геракла». Аукционный дом Christie’s за эту неделю поставил 13 рекордов по стоимости картин. У Sotheby’s тоже были свои рекорды. Например, авторами трех самых дорогих картин одного из вечеров оказались чернокожие художники: Тейлор, Джейкоб Лоуренс и Джек Уиттен.
А теперь о главном: мы собрали восемь самых дорогих лотов прошедших аукционов
Время актуальных сравнений: в Тольятти будут строить новый мост через Волгу. Его стоимость оценили в 127,000,000,000 рублей (127 млрд). Все картины, проданные Sotheby’s и Christie’s за неделю, стоят именно столько — как один мост.
Если вы хотите узнавать больше об искусстве и мире интересных аукционов, подписывайтесь на этот канал.
Кстати, мы есть и в Telegram