Две истории о подарках в детском саду
В один из разов, когда наша бабушка гостила у нас, я в припадке благодушия попросила её забрать сына из садика. Приведя ребенка домой, она рассказала мне такую историю.
Выходя из группы, мой сын торжественно объявил ей, что целую сумку маленьких машинок, взятую с утра в садик, он подарил своему другу. Гневно вращая глазами, бабушка с помощью воспитательницы выяснила, что это был за друг, и попросила его подаренную сумку вернуть. Уверенная в своей правоте, она подробно объяснила моему сыну, что дарить машинки без маминого разрешения нельзя.
Через несколько дней я попала в обратную ситуацию. В садовском шкафчике моего сына я обнаружила чужую, большую, красивую, и явно недешевую машину. На вопрос "Что это?" мой сын ответил, мол, подарок от одногруппника. Опасаясь нежелательных последствий я малодушно попросила сына "подарок" вернуть, не найдя, как мне кажется, убедительных аргументов, почему это стоит сделать.
Ответственность за свои поступки и понятие собственности
Обе ситуации привели меня в замешательство и заставили задуматься. Разумеется, игрушки, которые родители покупают своим детям, стоят денег, и зачастую деньги эти достаются нелегким трудом. Стало быть, легкомысленное расставание с такой игрушкой нежелательно. Да и последующая покупка копии или замены может быть обременительна для семейного бюджета.
С другой стороны, хотелось бы чтобы маленький человек все же нес ответственность за свои поступки: раз подарил игрушку, значит, она к тебе уже никогда не вернется, нечего и горевать. Подарил — это навсегда. Когда наступает такой возраст, когда уместно будет разъяснять ребенку понятие ответственности за свои поступки? Сейчас сыну четыре, возможно, уже пора.
Отдельный аспект — уважение к свободной воле человека. Очевидно, четырехлетнему ребенку ничто в мире не принадлежит по-настоящему. Все "его" имущество — это имущество родителей. Значит ли это, что родители вправе отнимать у маленького человека право распоряжаться даже такой малостью, как игрушки? Действительно ли мы не уважаем наших детей настолько, что запрещаем им даже это?
Даже если я решу этот вопрос в пользу передачи ответственности за свои игрушки моему сыну, это не значит, что другие родители решат этот вопрос точно так же. Тогда есть риск попасть в совсем уж неприятную ситуацию. Я разрешу ребенку дарить свои игрушки, а принимать подарки запрещу. Маразм.
Выходит, что под негласным давлением общества потребления, под негласным давлением мещанства и крохоборства, я вынуждена передавать моему сыну унизительные понятия о том, что перед каждым искренним порывом одарить друга, следует испрашивать на это разрешение.