Найти тему
"Новый взгляд"

Беспечность или нехватка знаний: почему летчики игнорируют прогнозы погоды

Как отмечают в Росавиации, экипажи малых воздушных судов и вертолетов как правило довольно халатно относятся к метеосводкам. Такое поведение уже стало причиной 16 авиапроисшествий за полгода в РФ.

В связи с этим ведомством было разослано письмо-предупреждение в авиакомпании. Перед началом зимнего сезона был проведен анализ статистики. С октября по апрель произошло 14 катастроф и две аварии из-за того, что пилоты не рассмотрели препятствий (или поверхности земли). Низкая видимость была обусловлена неблагоприятными погодными условиями, однако в ряде случаев экипажи не придали должного значения ухудшению погоды. Не исключено, что недавняя катастрофа с Ан-2 под Архангельском произошла по той же причине. На фоне такого положения дел Росавиация обратилась к авиакомпаниям еще раз отработать посадку и возврат в аэропорт из-за плохой видимости и в условиях обледенения.

В ведомстве отмечают рост риска авиапроисшествий в связи с наступлением осенне-зимнего периода.

Риски связаны не только с погодой, но и с невнимательностью экипажей. В первую очередь, это касается малой авиации и вертолётов, совершающих перелеты на небольшой высоте. Кроме того, их экипажи не придают должного значения метеосводкам и анализируют их невнимательно.

Наиболее часто аварии с воздушными судами данных категорий происходят из-за недостаточного анализа данных из метеоцентров и запоздалого решения возвращаться в аэродром из-за ухудшения погоды, отмечают в Росавиации.

В данном контексте ведомство вспоминает аварию 8 ноября в Архангельской области. «Кукурузник», на борту которого находилось 14 пассажиров, совершал перелет на небольшой высоте и в 50 км от Архангельска попал в обледенение. Командир принял решение возвращаться, однако на обратном пути произошло падение оборотов двигателя. Экипажу удалось совершить посадку в лесу. Жертв удалось избежать, лишь один пассажир получил травмы. Причины отказа двигателей в настоящее время выясняются.

В виду того, что Росавиация включила случай с Ан-2 в свою статистику, можно говорить о том, что среди рассматриваемых версий есть и «погодная».

Еще одна недавняя катастрофа, случившаяся в условиях обледенения, произошла в Тверской области чуть более недели назад. Там во время облета нефтепровода Ми-8 столкнулся с землей. Полет проходил в сложных условиях: в районе полета была низкая облачность и был велик риск обледенения. Точные причины аварии пока не названы. В результате инцидента погиб пилот, пассажиры получили травмы.

Эксперты говорят о необходимости проведения качественной подготовки летного состава. Раньше, отмечают они, вылеты совершались исключительно из аэропортов, где в обязательном порядке присылались прогнозы по площадям, по аэродромам и запасным аэродромам. Сейчас же борта часто поднимаются в воздух с площадок и частных аэродромов, где метеослужбы в принципе нет. Получить всю необходимую информацию на метеосайтах в интернете невозможно, поскольку необходим прогноз от специального авиационного синоптика.

На сегодняшний день Росавиацией закрыто большинство частных училищ по подготовке специалистов, остались преимущественно государственные. В связи с этим пилоты малой авиации, говорят эксперты, зачастую часто учатся летать где-то «на местах«. У них нет необходимого багажа знаний и аттестационных документов. С тонкостями анализа погоды они могут быть не знакомы.

Росавиация, впрочем, понимает проблему и распорядилась провести дополнительные занятия с экипажами, управляющими воздушными судами массой до 10 тонн. От них потребуют заново изучить правила полетов на малой высоте, в том числе освежить в памяти порядок действий при неблагоприятных метеоусловиях.

Анна Петрова

Источник: «Новый взгляд»

Чтобы всегда быть в курсе самых последних новостей, подписывайтесь на наш канал Дзена и ставьте палец вверх!