Найти тему
Читающий котофей

История закончилась, Запад победил. Статья американского философа, всколыхнувшая научное сообщество

Пару дней назад я писал об идеях русского мыслителя Николая Данилевского, который считал, что ни одна цивилизация не может быть господствующей в мире. Сегодня рассмотрим иную точку зрения. Френсис Фукуяма, американский современный философ, в 1989 году опубликовал эссе, в котором заключил, что истории наступил конец: в мире идейно победило "общечеловеческое государство" в лице стран западной цивилизации, в том числе, США.

Эссе Фукуямы так и называлось "Конец истории?" Философ пишет его в то время, когда в странах социалистического лагеря к власти приходят правительства, настроенные на демократические ценности. В СССР начинается перестройка. В Америке это расценивалось ни много ни мало как победа в Холодной войне. Для Френсиса Фукуямы это значило, что история закончилась.

Что он имел в виду?

Фукуяма обращается к идеям Карла Маркса, Гегеля, Кожева, чтобы показать читателям: идея "конца истории" не нова. Каждый из них так или иначе предсказывал конец истории в создании некоего конечного государства. Для Фукуямы образцом "общечеловеческого государства" являются либеральные страны Запада.

"Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив",

- пишет Фукуяма.

По мнению автора эссе, перед либерализмом стояло два вызова - фашизм и коммунизм. Первая идея потерпела сокрушительную неудачу в результате Второй мировой войны, вторая оказалась более жизнеспособной. Ошибкой Маркса, пишет Фукуяма, было считать, что разрыв между богатыми и бедными кроется в социальном строе общества. Американский философ называет истинную причину в особенностях культурного и социального развития разных групп. Так, "негритянская проблема" в США происходит исключительно потому, что в стране долгое время существовало рабство. То есть Маркс, по мнению Фукуямы, ошибался в расстановке главного и второстепенного: не "идейное" становится надстройкой к "материальному", а наоборот.

-2
Эмигранты из Советского союза сообщают, что практически никто в стране больше не верит в марксизм-ленинизм, и нагляднее всего это проявляется в среде советской элиты, произносящей марксистские лозунги из чистого цинизма.

Таким образом, идея коммунизма тоже оказалась неудачной. Между тем, в Азии уже вовсю началось распространение идей либерализма. Яркие примеры: Япония, Южная Корея и даже Китай.

Конечно, еще остается множество государств, далеких от либерализма, но "в конце истории нет никакой необходимости, чтобы либеральными были все общества, достаточно, чтобы были забыты идеологические претензии на иные, более высокие формы общежития". Из оставшихся проблем Фукуяма называет религию и национализм. Правда, автор сомневается в их неразрешимости: религия кажется ему неспособной обрести популярность (привет фундаменталистам), а национализм представляется слишком разрозненной силой.

-3

Вывод автора несколько меланхоличен: история закончилась, либерализм победил. Западные страны перешли в постисторию, те же государства, что остались в истории, уже не представляют особой угрозы для Запада, они не являются крупными игроками. И пока в них продолжается ожесточенная борьба за признание, за идею, постисторическому человеку остается разве что ностальгировать в "тщательно оберегаемом музее человеческой истории". Ведь при либерализме нет искусства, нет философии - только "экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя".

Нетрудно догадаться, что подобная статья вызвала бурную реакцию всего академического сообщества. И критиковать было, за что. Французский философ Жак Деррида указал, что демократического государства в чистом виде не существует, это очередная утопия. Другие упрекали Фукуяму в игнорировании исламского мира. Однако даже после событий 11 сентября Фукуяма остался при своих убеждениях. После наступившего экономического кризиса 2008 года американец Том Рокмор ухмылялся, мол, что Фукуяма скажет на это проявление "общечеловеческого государства".

И хотя статья "Конец истории?" очень спорный текст, он спровоцировал нешуточную дискуссию и стал основой книги Фукуямы "Конец истории и последний человек", которая признана сегодня одной из самых влиятельных книг 90-х годов XX века.

-4