Не могу не отметить особое место симфонического оркестра Сургутской филармонии в культурной сфере города. На минувшей неделе коллектив представил программу «Шедевры эпохи Романтизма» — творчество Мендельсона и Вагнера.
Те, кто практически не разбирается в классической музыке (я в том числе), связывают эти имена прежде всего со «Свадебным маршем» и «Полетом Валькирий» соответственно; к слову, Вагнер тоже сочинил «Свадебный марш» — пожалуй, второй по популярности после мендельсоновского. К чему эти намеки на ликбез? К тому, что ничего из перечисленного Сургутский симфонический оркестр в программе… не представил: в первом отделении играли Шотландскую симфонию Мендельсона, во второй — фрагменты опер Вагнера «Запрет на любовь», «Гибель богов», «Тристан и Изольда» (кстати, в последнем номере к зрителю вышла солистка Светлана Люпп, придав сцене «Смерть Изольды» должный градус трагизма).
При подборе репертуара музыкантам во главе с дирижером Станиславом Дятловым всякий раз удается искусно балансировать между массовым вкусом и уходом в малопонятную широкому зрителю элитарность. Вот и нынешняя программа хоть и зазывает публику известными именами, все-таки предлагает взглянуть на них вне рамок, установленных общеизвестными «хитами». И тогда оказывается, что в музыке Вагнера есть место не только подчас тяжеловесному трагизму, но и легкому лукавству, а такой, казалось бы, сентиментально-слащавый Мендельсон черпал вдохновение в суровых северных напевах Шотландии.
Подобные открытия сопутствуют практически каждой программе симфонического оркестра Сургутской филармонии: потому и любить его можно не только за виртуозность исполнения, но и за такое деликатное просветительство.