ПУ-СТО-ТА. Именно с этого крика нескольких голосов начинается спектакль по роману Пелевина, который сам автор называл «первым произведением в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».
Неделю назад мы с Димой увидели этот спектакль Павла Урсуляка, уже ставший культовым. 9 ноября начался новый, 18-ый сезон. Мы-то были первый раз, а на спектакле были люди, пришедшие туда в 18-ый. Об этом объявил в «рекламной паузе» Михаил Олегович Ефремов, день рождения которого был на следующий день. Собственно, весь спектакль стал «подарком» ему.
Честно скажу, я шла «на Ефремова», что можно поставить по Пелевину и как – не представляла. Оказывается, вполне.
Начиная с того, что сама книга (да, конечно же я ее читала, но майн гот – в 1998 году, у меня самое первое «вагриусовское» издание, и не помню ни-че-го!!!!) очень «кинематографична». Когда мы приехали из театра, уже во втором часу ночи, я схватила книгу с полки и тут же открыла на эпизоде с Котовским и кокаином. И – в спектакле она повторена дословно. А во время спектакля кажется, что все – сплошная импровизация на тему. Ан нет.
Сюжет не изменен, действие так же происходит в двух «плоскостях» — времена Гражданской и 90-е годы.
Главный герой не Чапаев, конечно. Петька, Петр Пустота, потерявший память в страшном бою под Лозовой, просыпается пациентом психушки. Кругом — бандиты, разговоры про 600-е мерседесы, «просто Мария и Луис-Альберто».
Чапаев «превращается» в глав.врача больницы, пишущего диссертацию на живом материале.
Хороши все. Сейчас, после 17 отыгранных сезонов, несколько раз менялся основной состав (первым Чапаевым был Сергей Никоненко, Петькой – Евгений Сидихин, Анной – Мария Миронова). Гоша Куценко начинал этот спектакль, был его продюсером, играл Котовского несколько лет, потом уходил и вот, к нашему величайшему счастью, вернулся.
«Наш» спектакль, 9 ноября был особенный. Бенефис Ефремова, «вставки» злободневных новостей и шуток (смотрите 3-ий сезон «Ольга» на канале ТНТ), именинный торт в лицо Ефремову — совершенно неожиданно для него и зрителей.
Что неудивительно, в общем, понравилось не всем. Спектакль такой... очень мммм странный. Говорю же, удивительно, как смогли поставить Пелевина (кстати, как смогли, мы узнали через час непосредственно от Павла Урсула :)). После антракта в зале появилась некоторая пустота (каламбур, можно смеяться). Мне один старинный знакомый рассказал, что тоже был там и во втором действии «всхрапнул, а спектакль полная муть». Бывает, здесь включается моя любимая фраза «все фломастеры разные», которую уже вполне можно вывешивать при входе в любой театр.
Я бы очень хотела сходить на спектакль еще раз. С этим же блистательным составом, другого Чапаева или Петьку представить уже сложно. У меня беда с импритингом, я знаю.
Огромное спасибо за приглашение на спектакль сообществу moskva_lublu, а пресс-службе театра за возможность пообщаться после спектакля за кулисами с Гошей Куценко и Павлом Урсулом.
Куценко пришлось отдуваться за всех, Михаил Олегович уехал сразу после спектакля.