23 ноября в России «Чёрная пятница». Только один раз в год российские магазины, по аналогии с моллами из Штатов, проводят акцию с сумасшедшими скидками. Многие покупатели 12 месяцев готовятся к этому событию, чтобы приобрести крутую электронику или супердорогие брендовые вещи с 50-70% дисконтом. Впрочем, некоторые магазины обещают скидки и в 90%. Продавцам такая распродажа очень выгодна: стоимость привлечения к покупкам тысяч людей очень низкая, обороты растут, можно освободить склады и подготовиться к новогоднему покупательскому угару.
В среднем каждый россиянин тратит на «Чёрную пятницу» 6 тысяч рублей. Но на пути к желаемым покупкам его может ждать обман: нечестные продавцы пользуются ажиотажем вокруг акции и впаривают клиентам неликвид, подделки, фальшивые скидки и уцененку. Еще бы они не хотели озолотиться: в акции, согласно прогнозам, готовится участвовать каждый второй житель страны! При этом в обмане шопоголиков обвиняют даже мировые маркетплейсы. Разберем самые популярные виды обмана.
Сайт-подделка под крупный магазин
Ну это просто чистое мошенничество. С высокой долей вероятности вы закажете дорогие ботинки или куртку на сайте известного магазина. Тем более, скидос в 80% не будет казаться подозрительным. Вот только специалисты по кибербезопасности предупреждают: в дни тотальных распродаж количество магазинов с контрафактом в рунете увеличивается в несколько раз. На один бренд может приходиться до сотни фальшивых магазинов. А всего в сети зарегистрировано более 2 тыс. доменных имен со словами Black Friday.
Ненастоящая скидка
Это самый распространенный способ вас обдурить. Накануне распродажи магазин ставит завышенную цену на товар, а в «Чёрную пятницу» объявляет 90% дисконт. Например, влощадку Lightinthebox.com поймали на фальшивых скидках на смартфон Huawei P9: во время распродажи магазин «снизил цену» на него с 85 тысяч до 40 тысяч рублей. Но незадолго до этого продажи смартфона стартовали в России с 39 990 рублей. Официальный магазин Huawei распродавал этот телефон за 29 990 руб. Тем же отметился и AliExpress: смартфон Samsung Galaxy Note 3 стоил $199, накануне распродажи подорожал до $307, а в «Чёрную пятницу» подешевел до $190. Фальшскидками не брезгуют даже крупные ретейлеры, а пользователи социальных сетей соревнуются в их разоблачении.
Рост стоимости прямо во время покупки
Вы несколько дней до «Чёрной пятницы» пасли товар на сайте магазина, поймали максимальную скидку. Положили лот в корзину. А при оформлении покупки оказалось, что он на 10-20% дороже. Упс! Просто следите за этим. Особенно внимательно стоит выбирать электронику. Продавцы редко делают наценку на нее более 15%, поэтому, если вы видите смартфон с дисконтом 50%, стоит отнестись к покупке скептически. С большими скидками вполне могут продаваться аксессуары — на них обычно большая наценка.
Прошлые коллекции со скидкой
Ретейлеры часто соблазняются объявить скидку на залежалые товары из прошлых коллекций и продвинуть их среди покупателей в «Чёрную пятницу». Хотя они должны продаваться со скидкой и без всяких акций.
Скидка на непопулярные товары
Еще один распространенный прием манипуляции вниманием покупателя — значительная скидка на непопулярные товары. Во-первых, так их легче продать. Во-вторых, заглянув за чем-то одним, вы наверняка прихватите другой товар — подороже.
Завышенные цены на сопутствующие товары
Вы пришли купить со скидкой так называемый продукт-маяк. Например, кровать. Интернет-магазин заботливо предлагает вам к ней матрас, который вы, впопыхах и на радостях, покупаете на 20% дороже, чем он стоит на самом деле.
Ограниченное количество товара со скидкой
Только 10 больших телевизоров Smart со скидкой 90%! Успей купить! А если не успеешь, то наверняка в угаре шопинга купишь что-то другое, уже не с такой значительной скидкой, но в этом же магазине. В таком случае реально сэкономить можно только в первые часы распродажи. Иначе вас может ожидать неприятный сюрприз: уже после подтверждения заказа вам сообщат, что товара со скидкой в магазине больше нет. Этим прославился Media Markt.
Как закупиться в «Чёрную пятницу» и не облажаться:
Составьте список покупок и определите бюджет
Подумайте, что вам действительно нужно и о чем вы давно мечтали. Пуховик Canada Goose, например, вполне реально найти в день акции с 30% скидкой. Новый флагманский смартфон? Телевизор? Шикарный диван? Не хватайте все подряд, а выберете покупки заранее и решите, сколько сейчас вы готовы потратить.
Выясните, сколько товар стоил 2-4 недели назад
Выбрали ботинки Fabi определенной модели/цвета и размера? Не поленитесь проверить цену на них через поисковики, агрегаторы интернет-магазинов. Лучше все это сделать через режим «инкогнито» в браузере. Многие интернет-магазины анализируют куки вашего браузера и делают вам «специальные» предложения, которые часто совсем не выгодны. Не ленитесь потратить 10 минут на анализ цен, чтобы убедиться, что вы реально сэкономите.
Выберите оптимальные цены
В угаре шопинга легко потерять трезвость рассудка. Если вы решили купить сразу телевизор, диван и модную парку, проверяйте цену каждого товара. И выбирайте магазины с наиболее выгодными предложениями. Не стоит покупать все и сразу в одном магазине. Может оказаться, что на одной позиции, скажем, из пяти, вам реально удастся сэкономить — магазины часто делают большую скидку только на один товар-маяк. А остальные четыре достанутся вам не по самой выгодной цене.
Готовьтесь к распродаже заранее
Список составили, бюджет определили. Во время самой распродажи изучите ассортимент магазинов, отзывы о площадках, обращайте внимание на дату публикации отзыва. В идеале — проверьте дату создания сайта через бесплатные Whois-сервисы.
Будьте внимательны во время покупки: при переходе по ссылкам с площадки распродажи, можно попасть на сайт мошенников. Не оплачивайте никакие товары с помощью электронных кошельков или прямым переводом на банковскую карту. Не вводите данные своей банковской карты, если не уверены в надежности интернет-магазина. Интуиция редко подводит.
Готовьте пути к отступлению и валерьянку
Если уже после покупки вы поняли, что все-таки накололись и купили вещь по завышенной цене, вы имеете право обменять товар или вернуть деньги. Упаковка не должна быть нарушена, а покупка — не должна входить в список невозвратных.
Хороших покупок!