Они никогда не станут старше. 2018, 100 мин., Великобритания, Новая Зеландия, реж. Питер Джексон
Всемирно известный по трилогии «Властелин колец» Питер Джексон дебютировал в новом для себя жанре документального кино, где никакой фантазии, только неприглядная реальность. С учетом того, что в единственный день показа «Они никогда не станут старше» в Англии собрал 600 тысяч фунтов и получил восторженные отзывы критиков и зрителей, можно утверждать, что дебют удался. Фильм демонстрировался на 250 экранах в кино, школах по всей Англии в рамках специальной презентации кинофестиваля в Лондоне, а сейчас ведутся переговоры о прокате. На премьере присутствовал и принц Уильям, и сам Питер Джексон, который перед показом предупредил зрителей: «Это не история Первой мировой войны, она может быть даже не совсем точной, это воспоминания о людях, которые сражались, они просто делятся своими впечатлениями от того, каково это быть солдатом». На телевидении премьера прошла на BBC в День памяти павших (Remembrance day) 11 ноября. В Москве его можно было увидеть 17 ноября в рамках Бритфеста.
К теме Первой мировой (Великой) войны на Западе относятся более трепетно, чем к каким-либо другим войнам. Великобритания потеряла в период 1914-1918 более миллиона человек, таких колоссальных потерь у империи не было ранее и не будет в будущем. Дед режиссёра прошёл эту войну, живым вернулся обратно, часть рассказов о том времени доходила в пересказе отца и до маленького Питера. Много времени понадобилось на то, чтобы осмыслить этот опыт, большое видится на расстоянии. На пороге своего 60-летия Джексон представил эпос документальной хроники, который посвятил в том числе памяти своего дедушки.
Питер Джексон стоит в авангарде новых технологий, его компания Weta Digital c 1993 занимается разработками визуальных эффектов и компьютерной анимации для кино и телевидения, Голлум даже сейчас считается вехой в разработке захвата движения (motion capture), а «Хоббит» был представлен в дважды превышающем стандарт показа 48 кадрах в секунду. Режиссёр не боится экспериментировать и обстоятельно продумывает, как можно использовать современные технологии для точного визуального воплощения идеи. В распоряжении Джексона была архивная чёрно-белая плёнка, предоставленная Имперским военным музеем Лондона, и записи воспоминаний ветеранов, взятых у BBC с их документального фильма «Великая война» 1964 года. Титаническими усилиями плёнка обрела цвет, изображение перевели в 3D и исправили скорость, благодаря читающим по губам специалистам озвучили, что говорят между собой солдаты, добавили воспоминания ветеранов, и 20 историй обычных солдат обрели небывалой силы звучание. Они буквально ожили на экране.
Эффект присутствия зашкаливающий, зритель вовлечён в это иммерсивное кино и будто сам побывал на войне, её западном фронте, пройдя за 100 минут экранного времени все этапы. С самого начала – новости о том, что Англия объявила войну Германии. Очевидец вспоминает, что известие это застало его в момент ужина с немцами, он просто не понимал, хватать что ли теперь нож со стола и резать немцев? Они решили, что ужин продолжится, а война для них начнётся завтра. К моменту призыва, когда и жизни ещё не видевшие юнцы прибавляли себе лет (призывной возраст тогда был от 19 до 35 лет), чтобы отправиться на службу, они улыбаются с кадров, мальчишки лет 15-16 от силы. Ты проходишь сложный период подготовки, несясь с ором на мешки и прокалывая их штыками. Чтобы доведенные до автоматизма движения не дали сбой, когда вместо мешка будет живой человек. Тебя отправляют в нечеловеческие условия окопа, где помимо очевидной опасности артобстрелов, отравляющего газа и точечного удара снайпера, тебя добивает дизентерия, вши, крысы, общественный туалет тут же неподалёку (скамейка над ямой). Ты участвуешь в генеральном сражении. Не совсем ясно, какое именно имелось в виду, поскольку повествование очень усреднённое, но это может быть и битва при Сомме. Ты ошеломлен при виде первых танков (обычный солдат даже не знал об их существовании, разработка была секретной). Ты пробиваешься вперёд, к линии немцев, намертво огороженной железной проволокой, и тебя же обстреливает собственная артиллерия (то ли не знали, что там свои, то ли с показателями прицела сбились). Ты стремительно теряешь товарищей, тот, кто оказывается рядом, становится твоим новым товарищем. Из шестисот человек возвращается около сотни. Немеренное количество раненых, неудержимая, бесперебойная работа врачей. До прямого боя зачастую и не доходило, многие видели немцев впервые в плену. Некоторые из них - такие же мальчишки, разнорабочие, которые и сами не поняли, зачем им бить британцев. Ты доживаешь до момента оглашения мира, знаешь, что в 11 часов 11 дня 11 месяца 1918 года смолкнут все пушки. И к этому моменту оказываешься совершенно измотанным, искалеченным физически и морально. Ты возвращаешься домой, где многие даже не осознают, насколько разрушительная, глобальная катастрофа произошла, остаёшься не у дел, без работы, нередко и без толики признательности, и мир твой раздваивается на гражданских и товарищей по службе. Многие из которых никогда не станут старше.
Шекспировское выражение «пушечное мясо» обрело визуальное воплощение в этом эмоциональном, пугающе-реалистичном блокбастере. Силу пацифистского высказывания сложно переоценить, а Питер Джексон мастерски использовал технологии на восстановление памяти о прошлом, что можно рассматривать как большой гражданский подвиг и пример для режиссёров по всему миру.
__________________________________________________________________________________________
Ценителям документального жанра посвящается.