В ночь с 19 на 20 ноября был арестован регент Российской империи, герцог Курляндский Эрнст Иоганн Бирон. Это было падение одного из самых зловещих персонажей российской истории. По крайней мере, если верить врагам всесильного фаворита Анны Иоанновны.
В самом деле, был ли Бирон действительно настолько уж "зловещим"? Если посмотреть на вещи непредвзято, то по большому счету не таким уж он окажется и злодеем. Да, действительно, существует такой термин, как "бироновщина". В который включены и произвол, и засилье иностранцев, и презрение ко всему русскому, и коррупция, и прочие неблаговидные вещи. Но что характерно, что было не "народное" творчество.
Как известно, Анна Иоанновна привезла с собой Эрнста Иоганна из Курляндии, герцогиней которой она была до восшествия на русский престол. Он никогда не был конюхом, как уверяла позднее антибироновская пропаганда. Хотя лошадей любил и был в коневодстве человеком сведущим что, в общем-то, для того времени было делом отнюдь не зазорным.
И происходил из дворянского рода Бюренов. Который, впрочем, в Курляндии был не на первых ролях. Позднее фамилию Эрнст Иоганн несколько изменил, сочтя новый вариант более благозвучным.
Надо заметить, что засилья курдляндцев при дворе во времена Бирона не было. Занять место регента при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче предложили русские вельможи, коих было большинство среди сенаторов. А заговор против Бирона возглавили немцы фельдмаршал Миних и первый кабинет Остерман (Христофор Антонович и Андрей Иванович, как величали их в России).
Люди, безусловно, заслуженные: Остерман так вообще сподвижник Петра Великого. Но сомнительно, что их беспокоило немецкое засилие в Петербурге, распространение которого позднее приписали Бирону и которое было преувеличением.
Герцога Курляндского не казнили, а отправили в ссылку на более чем два десятка лет. Год спустя вслед за ним отправились уже и Миних с Остерманом. Трагичнее же всего была судьба Иоанна Антоновича, который после дворцового переворота 1741 года жил сначала под надзором в ссылке, в изоляции от родителей, а потом и вовсе заключен в тюрьму, где погиб уже в правление Екатерины II в 1764 году (и тоже, кстати, немки).
Из ссылки Бирона вернул Петр III. Но владений в Прибалтике новый император ему не вернул у Петра были родственники, которых, по его представлению, надлежало каким-то образом обеспечить. Герцогство Курляндия Бирону возвратила Екатерина II у ней проблемы с необеспеченными родственниками не было. Или, по крайней мере, императрица не считала ее актуальной.
Что же касается оценок деятельности Бирона, то подчеркнем он не был выдающимся государственным деятелем, но и законченным злодеем тоже. Напомним об словах Александра Сергеевича Пушкина про Бирона: что он "имел несчастие" быть немцем, на которого и свалили все ужасы царствования Анны Иоанновны которые, по большому счету, были "в обычае" того времени.
И в общем, нет никаких оснований полагать, что будь фаворитом Анны Иоанновны русский вельможа или дворянин, дела бы в государстве шли не в пример лучше, нежели при Бироне.
Будем признательны, если подпишетесь на наш канал :)
Самая приятная оценка нашей работы - ваши комментарии и лайки :)
Что еще может предложить "Русский день":
Дикая Дарья: за что Екатерина II отправила Салтычиху в подземную тюрьму
Тайны русского двора: за что объявили полоумным реформатора Петра III