Небольшое исследование на тему социальной географии
Да, мне тоже нравится, как звучит это выражение, «Ты с какого района, пацан?», и я прям вижу, что за этим вопросом могло последовать, но...
Но дело в том, что именно в Москве в данной формулировке – вопрос, если разобраться, «ни о чем»!
В самом деле. В стародавние времена этих самых районов в Москве, если я не путаю – имелось 33. Или около того. Наш, Железнодорожный – был точно один из самых маленьких. Но и тот – тянулся от кольцевой дороги, через наше Дегунино, потом сквозь Коптево – и аж до метро «Войковская»! Это точно скажу, не глядя в карту: в военкомат мы ездили на улицу Космодемьянских, райвоенкомат же не мог располагаться в другом районе! Что же говорить про более крупные территориальные образования, типа района Красногвардейского, охватывавшего святую Ореховскую землю: население такого района могло соперничать с населением вполне себе крупного областного центра!
Таким образом, вопрос с какого именно района – для самоидентификации при таких расстояниях в некотором смысле этого самого смысла вопрос не очень имел.
Кто-то скажет – тогда с какого МИКРОрайона, с какой улицы? Вот, уже теплее.
Но, как говорят в математике – условие необходимое, но недостаточное.
На нашей северной рабочей окраине для составления выпуклого социально-демографического портрета собеседника задавались и дополнительные вопросы: «За кого ты, пацан, болеешь?» и «Какую музыку ты, пацан, слушаешь?»
Ну, за кого болеешь – это уж как повезет. Музыка же – правильному пацану рекомендовалось и музыкой увлекаться правильной, в идеале – «тяжелым металлическим роком», но уж не «итальянцами» и не «Модерн Токингом».
Уже лучше. Опять же, из математики нам известно, что всякий вектор можно разложить по трем другим. Так что три вопроса – в самый раз. После этого уже можно определять дальнейшую судьбу встреченного пацана.
Теперь про микрорайон и улицу. Особенно улицу.
Район Дегунино, как известно, по одной из версий получил свое имя в честь странствующего авантюриста и шевалье Де ‘Гунина, сражавшегося еще в рядах незаконных вооруженных формирований Стеньки Разина, а затем примкнувшего и впоследствии возглавившего одну из ОПГ, промышлявшую разбоями в районе Лихого бора. Но речь сейчас не об этом благородном разбойнике.
Коровинское шоссе и Дегунинская улица – вот, пожалуй, основная линия водораздела. «Коровинские» и не-Коровинские. И культурные различия достаточно велики, вплоть до разных правил игры в «банки» и «сотню»!
Но считать Дегунинскую улицу однородной по составу – было бы большой ошибкой!
Различие первое: левая, «нечетная» сторона – это «новые» дома, а правая – дома «старые». Уже вопросы друг к другу!
Однако «новые» дома – это только вершина айсберга.
Один из домов – «кооперативный». Другие – условно «лимитные», но опять же: один «от предприятия», другой – «лимита» почти в чистом виде. Еще вопросы, и очень непростые!
Начало улицы – территория школы №186, а конец – это бассейн «шестисотки» (тогда №660, сейчас не знаю). Вопросы, вопросы, да еще какие!
Наконец, именно за Дегунинской улицей располагается улица Ивана Сусанина, получившее свое имя в честь народного героя отнюдь не за красивые глаза. Ибо «сусанинские» - это такая махновщина, это швамбранская пиратская Пилигвиника, это графа «против всех» и «чужие здесь не ходят»!
И, поверьте – это только начало для более масштабного исследования.
А вы говорите – «Пацан, ты с какого района...» С улицы, а лучше даже – с какого дома, и кого ты здесь знаешь, Серого или Лысого...
Впрочем, о Сером и Лысом, о «Ереване» и «Девятом квартале» – уже в другой раз
Спасибо за внимание