Много лет назад советская писательница Вера Панова, обладательница нескольких сталинских премий в области литературы, написала повесть «Ясный берег», в которой эпизодическим персонажем выступил маленький мальчик Серёжа Лавров. А спустя несколько лет Серёжа стал главным действующим лицом одноименной повести. Страна шагнула в период оттепели, и писатели получили большую свободу в рассуждениях на внутриличностные и внутрисемейные темы.
Повесть «Серёжа» открыла читателям всю многоликую, полную противоречивых переживаний и вопросов детскую душу. До Веры Пановой никто не задавался целью посвятить проблеме становления личности ребенка целую повесть, поэтому эта книга стала своего рода открытием для советской литературы. По книге поставлен известный фильм, режиссерами которого стали Георгий Данелия и Игорь Таланкин.
В чем сила, очарование этого произведения? Ответ однозначен – в способности автора поразительно тонко чувствовать душу маленького человечка и мастерски передавать непосредственное, детское видение мира в диалогах, поступках и рассуждениях главного героя книги – мальчика Серёжи.
Каждый день маленького Серёжи в совхозе «Ясный берег», где он живет в доме с мамой, тетей Пашей и дядькой Лукьянычем, насыщен множеством событий – игры с соседскими ребятишками, походы на реку, поездки с местным шофером Тимохиным, куры и индюки, подстерегающие его во дворе, грузовики, комбайны, паровозы…От избытка впечатлений к вечеру Серёжа без сил падает на кровать и засыпает мертвым сном.
Книга затрагивает очень много жизненных ситуаций и вопросов, на которые мальчик жаждет найти ответы, понять настолько, насколько способен это сделать ребенок.
Отношения мужчины и женщины, появление в семье отчима
Это центральное событие, вокруг которого завязана повесть. В жизни Серёжиной мамы, а затем и в жизни самого мальчика появляется человек, который становится ему отчимом. В ребенке поднимается множество незнакомых ему мыслей и ощущений. Это новое чувство мужской руки, взгляда, голоса, ведь Серёжа рос без отца – он погиб на войне. Очень трогательно и глубоко изображена в книге сцена разговора матери и ребенка:
– Серёженька, – сказала мама, – знаешь что?.. Мне хочется, чтобы у нас был папа.
Серёжа поднял на неё глаза. Он не думал об этом.
Шёпотом мама спросила:
– Ведь без папы плохо, правда? Правда?..
– Да-а, – ответил он, тоже почему-то шёпотом. На самом деле он не был в этом уверен. Он сказал «да» потому, что ей хотелось, чтобы он сказал «да».
В детской головке начинают крутиться мысли о том, как лучше – с папой или без. Серёжа вспоминает, что у соседского мальчика папа – шофер, и, наверное, это хорошо, потому что можно кататься на папином грузовике. Но некоторые папы наказывают детей ремнем, и это плохо…Будет ли Коростелев – его новый папа – бить его ремнем? Этот вопрос чуть ли не самым первым мальчик задает при знакомстве с отчимом.
Появление в доме мужчины переворачивает весь привычный уклад жизни маленького ребенка. Впервые он сталкивается с неизвестным ему чувством ревности и обиды – мама любит теперь не только его одного, но и того сильного рассудительного дядю с крепкими большими руками. И спать его теперь отправляют к тете Паше… а ведь в их с мамой комнате вся его жизнь…
«Как только они проснутся, – думал Серёжа, – я сейчас же всё-всё перенесу в тёти Пашину комнату. Не забыть кубик: он ещё когда упал за комод и там лежит».
Переживания ребенка настолько трогательны и искренны, что, следуя за сюжетом, желаешь лишь одного: чтобы отчим не обидел мальчика и стал ему настоящей опорой. И Коростелев оказался именно таким – добрым, ответственным и мудрым человеком. В конце концов он становится для ребенка лучшим другом и достойным примером настоящего мужчины. В маленьком Серёже просыпается сладкое чувство гордости – теперь у него есть папа. Они вместе покупают велосипед, беседуют о серьезных вещах, Коростелев рассказывает ему перед сном сказки.
Рождение маленького братика
Описывая отношение Серёжи к такому важному событию в семье, Вера Панова позволяет юмору, которым очень тонко пронизана вся повесть, проявиться сполна:
Откуда берутся дети, известно: их покупают в больнице. Больница торгует детьми, одна женщина купила сразу двух.
– Почему ты никого не покупаешь? – спрашивает Серёжа у мамы.
Мама смеётся, – ой, до чего она стала толстая:
– Как раз сейчас нет в продаже. Обещали, что скоро будут.
Детские мысли о мире и Вселенной
Помимо диалогов в книге присутствует немало прямых описаний мыслей и чувств ребенка. Писательница показывает не только восприятие мальчиком отношений в семье, но и мира в целом. И это получается у нее так лирично, что невольно хочется вернуться в собственное детство.
Вечер. Волоча санки за верёвку, Серёжа идёт домой. Остановится, закинет голову и с удовольствием посмотрит на знакомые звёзды. Большая Медведица вылезла чуть не на середину неба, нахально раскинув хвост. Марс подмигивает красным глазом. «Если этот Марс такой здоровенный, что на нём, очень может быть, живут люди, – думается Серёже, – то очень может быть, там сейчас стоит такой же мальчик, с такими же санками, очень может быть – его тоже зовут Серёжей…
Вопросы ребенка о смерти
Даже такое событие, как смерть прабабушки Коростелева, в повести изображено широко раскрытыми детскими глазами. Поразительно, но автору удается мастерски вплести наивность и непосредственность ребенка в такую серьезную и мрачную тему, сохранив при этом тонкую грань между скорбью и юмором.
Он думал, что в гробу прабабушка. Но там лежало что-то непонятное. Оно было длинное-длинное… А прабабушка была коротенькая. Оно было плотно окружено холодом, мраком и тишиной, в которой боязливо шептались стоящие у гроба. Серёже стало страшно. Но если бы оно вдруг ожило, это было бы ещё страшней. Если бы оно, например, сделало: хрр… При мысли об этом Серёжа вскрикнул.
Пережив это событие, мальчик задает взрослым вполне естественный вопрос: «Мы, что ли, все умрём?»
Для кого повесть «Серёжа»?
Повесть «Серёжа» Веры Пановой уникальна. Уникальна не только талантом автора, но и тем, что ее интересно и полезно прочесть и старшему, и младшему поколению. Детям будут понятны и близки чувства и мысли маленького мальчика, его радости и волнения. Для взрослых эта книга – самый настоящий путь к пониманию детской души. Ситуации, происходящие в жизни ее героев, не потеряли своей актуальности. Это прекрасная возможность для родителей посмотреть на происходящее глазами их детей, понять мысли и чувства маленького человека, научиться уважать его желания и поступки.
Если присмотреться, то можно уловить в книге еще одну важную мысль: ребенок – это существо, еще не утратившее драгоценную чистоту души, способность отличать истину от лицемерия и мужество называть вещи своими именами. Очень ярко и комично писательница передает это в знаменитом диалоге Серёжи с дядей Петей:
Однажды, сидя на террасе с мамой, – Коростелёва не было, – дядя Петя подозвал Серёжу и дал ему конфету, большую и редкую – «Мишка косолапый». Серёжа вежливо сказал: «Спасибо», развернул бумажку, а в ней ничего – пустышка. Серёже стало совестно – за себя, что поверил, и за дядю Петю, что тот обманул. Серёжа увидел, что и маме совестно, она тоже поверила…
– Гы-гы-гы-гы! – засмеялся дядя Петя.
Серёжа сказал не сердито, с сожалением:
– Дядя Петя, ты дурак.
Может быть, нам стоит чаще прислушиваться к тому, что говорят наши дети?