Социальная публицистика.
К СОБЫТИЮ В КЕРЧИ.
Вначале я хотел назвать статью «иду убивать». Не назвал. Причины две. Управление К мониторит интернет. И, я скажу, что это правильно. Второе. Мы все подвергнуты самогипнозу, в той или иной степени, в том или ином качестве, для того или иного результата. Поэтому яркая реклама, выделенный заголовок всегда производят какую-то эмоциональную подвижку. Так что, пусть статья останется просто "попыткой анализа психологии убийства человеком большого числа собственных соотечественников". И ещё кое-что в конце я скажу просто как гражданин.
Почему? Как предотвратить? И что с ними делать? Исследований и анализов, разумеется, уже много. Люди авторитетные, люди, близкие к теме, промолчать не могут. Субъективное мнение каждого, вероятно, добавляет конструктивности в решение проблемы, но выводы настолько объёмны и сложны, что предугадать и скоординировать развитие в обществе качеств, отсекающих появление таких монстров не получается. Неутешительно? Но не так всё безнадёжно.
Мотивация – ключевое слово. Мотивы разнятся только качеством и силой. Мотивации разные, а деяние одно. Деяние страшное. Страшное для палача, страшное для жертв. Из мотивации вытекает два источника: спонтанный порыв и хладнокровный расчёт. Я не буду анализировать спонтанный порыв, здесь всё достаточно просто, причины расправиться человеку с другим человеком (людьми) в каждом случае настолько для убийцы очевидны (в силу его умственных и психических качеств), что следующие два барьера ( «страх перед ответственностью» и вопрос для себя «а это мне можно?») преодолеваются "палачом" одним махом.
Хладнокровный расчёт. Вот над этим и надо поразмышлять. Сначала палач выбирает союзника. Это - время. Время как опорные знаки (назначение даты, расчёт подготовки). Ритуальный характер подготовки (а это для убийцы поневоле превращается в ритуал) предполагает две вещи. Первое: он УЖЕ находится на безвозвратном пути, т.е., если мы думаем, что у него ещё есть шанс отступить до первого нажатия курка, то это ни так (как бы ЭТО мрачно не звучало). Второе: почти стопроцентная скрытность, т.е. любой ритуал являет собой программную ясность мысли, в том числе в процессе подготовки и соблюдении скрытности.
Ещё один момент о трудности распознания. Восприимчивая личность. Если (молодой) человек нашёл в себе восприимчивость и считает её слабой стороной своего характера, то он ВСЕМИ СИЛАМИ пойдёт на сокрытие этой своей черты, избрав сознательно некую линию поведения. Как правило, эта линия поведения неправдива, но он ВСЕМИ СИЛАМИ старается сделать её убедительной, так устроена человеческая психика. Кстати, восприимчивы мы все и, если вместе с восприимчивостью ещё не выработан кодекс, грубо говоря – фильтр, то очень легко сомнительным группам в интернетсети яркими, броскими, либо спокойными, кодированными текстами вербовать себе потенциальных палачей. (Вероятно для развлечения, это отдельная тема). Палачей, здесь - губителей чужих жизней либо своей.
Сергей Гордеев в шк.263 г. Москвы произвёл 11 выстрелов. С его слов, он, Гордеев, хотел увидеть как умирает человек. Почему Страшное всё больше манит человека? Манит. Случайно ли человек западает на видеоряд со страшным? Или вдруг врывается момент, когда он уже выискивает страшный сюжет (который теперь можно найти на любом гаджете)? Брейвик тоже шёл смотреть на страшное. Почему он (по словам очевидицы) дико хохотал, достреливая ребятишек? Потому что это Страшное, после первого убитого им безвинного человека, надо было преодолевать, Ритуальность требует перешагивать все барьеры.
Один из многих ответов на вопрос «почему?» - это увидеть и показать Страшное. Или показать и увидеть Страшное. Такая вот, выражаясь фигурально, «вирусная программа», оказывается, может поразить любую слабую «операционную систему». "Приложением" к программе могут быть политические пристрастия или личностные больные амбиции.
Как предотвратить?
Скрытность палача может быть ПОЧТИ стопроцентная. Вывод о преступном замысле быть стопроцентным конечно не может. И НЕ ДОЛЖЕН (если человек просто наблюдателен, а не предвзят по своей сути). Поэтому, если наблюдательный человек вдруг заметил у другого человека поведение с элементами ритуальности (ну вдруг) или потенциальный убийца допускает заметный сбой на стадии подготовки(ну вдруг), либо для знакомых его поведение кажется чересчур размеренным и идеальным, то может быть это и есть тот самый неприятный звонок.
Итак. Решился человек на преступление. Даже нарисовал его себе. Ежедневно живёт в этом рисунке. Такие для него реальные в нём образы и события. Страшные. Объёмные. Весомые. И лишь где-то в нижнем углу теряется какая-то маленькая точка - ответственность (возмездие). В нижнем углу - это не его, это не с ним. Вообще, откуда появилась эта точка - лишнее просто необходимо стереть. Так преодолевается страх перед ответственностью. Т.е., вот Оно, это большое, важное, а - что мне будет?, хорошо ли я поступаю? – это где-то за гранью, едва заметная точка. И вот он уже видит себя судьёй, ему ничего не будет, и ему можно. Можно всё.
И опять. Есть слово "мотивация", и она рождается не на пустом месте. Это общеизвестно. Человек анализирует доступную его восприятию жизнь, делает выводы, ориентируется, а затем воплощает свои притязания.
И есть другое слово - «пропаганда». Это слово является чуть ли не единственно важным в любом обществе. (И я бы сказал так: есть слово и есть сущность. Словом «пропаганда» сейчас характеризуют показное нравоучение. А сущность, она родилась вместе с человеческим обществом). Пропаганда существует во всём. Каждое слово и действие человека, каждое слово и действие государства это пропаганда, и она (пропаганда) несёт в себе соответствующие последствия.
Так вот мотивация часто, если не всегда, зависит от пропаганды. Я уже писал о благодушной Европе... (заметка "Я боюсь")...
... Что с такими делать? Это скажет за меня гражданин.
Брейвики плодятся. Как сделать, чтобы их не стало? Как кинуть клич: «пропаганда» включайся? Мы гуманны и не мстительны. Но мы должны быть справедливы. Брейвики должны умирать столько раз, сколько на них жертв. На государственном уровне необходимо запретить использование имени палача. Вопрос о степени дискриминации рода палача решать в индивидуальном порядке, но решать. Как бы это ни было больно, до каждого человека должно быть донесено каждое имя жертвы, события его короткой жизни и мученической смерти. Особенно мне вспоминается Беслан и его город Ангелов (а имена убийц и их родственников здесь наверняка забыты или глубоко презираемы).
Вечный позор, презрение, проклятье на себя и свой род – неужели и этим не остановить потенциальных убийц?
... Что с такими делать? Скажу за себя и я сам. (Наверное это идеальное общество, где каждый человек, человек - чести).
В обществе есть кровная месть. И это не пережиток, это опыт Народов. Кровной мести не нужно законодательство. Кровная месть - это законодательство в голове и сердце. Там на чашах весов только два груза: «насилие порождает насилие» и «страх порождает совесть». Т.е. вендетта в действии и вендетта, как сдерживающая сила. И пусть слово "возмездие" ярко горит в мозгах потенциальных насильников невинных жертв. И пусть перевешивает чаша под названием "страх порождает совесть", чем растёт очередь из «проклятых» сегодня брейвиков и росляковых.
Мне страшно задать этот вопрос: "Кто следующий? Кто готов быть проклятым самому и предать проклятью своих родных?"
19 ноября 2018 года.