Не ходите в лес по ночам...
Где-то в заснеженных лесных просторах России расположена старинная дворянская усадьба. Вернее, дворянской усадьбой она была до 1917 года, затем же использовалась в качестве детского дома, а в новые времена была превращена в элитную школу-пансион для детей очень и очень обеспеченных родителей. Именно о приключениях обитателей школы-пансиона «Логос», учеников и преподавателей, и рассказывает сериал «Закрытая школа».
Если есть задача создания остросюжетного повествования с детективными, романтическими и мистическими элементами, то необходимо сразу несколько сюжетных линий. Во-первых, есть ученики-старшеклассники, в устоявшуюся компанию которых после зимних каникул приходит новый ученик, да к тому же ещё и с младшей сестрой. Тут, разумеется, никуда не деться от привычных подростковых сложностей - завоевание места в коллективе, всяческие любовные треугольники с множеством конфликтных ситуаций.
Во-вторых, имеются взрослые обитатели школы-пансиона, среди которых и сбежавшая из психиатрической лечебницы женщина, устроившаяся в школу уборщицей, чтобы разыскать своего потерянного когда-то сына; таинственный повар, за разгильдяйским очарованием которого просматриваются замашки то ли агента спецслужб, то ли киллера. Кроме того в школе очень запутанные взаимоотношения между преподавателями.
В-третьих, это детективно-потусторонняя составляющая, включающая в себя и загадочные подземелья, и каких-то призрачных собак, и тайны из прошлого усадьбы и её нынешних обитателей, и таинственное бродящее по лесу существо, сочетающее в себе черты и гуманоидов, и привидений, и каких-нибудь гоблинов. Другими словами, скучно в «Логосе» и его окрестностях быть не должно.
Что испанцу хорошо, то русскому...
Сериал «Закрытая школа» возвращает к определенным размышлениям, зародившимся в последнее время: может быть, может быть, у российской сериальной кузницы, канала СТС, пропал нюх на качественную продукцию? Потому что поначалу продюсерская группа канала практически всегда попадала «в десятку» чем и заслужила для СТС репутацию телевизионного пространства, где наиболее вменяемое сериальное содержание. Но ведь тенденция с ухудшением качества адаптаций успешных зарубежных проектов на СТС (а здесь работают в первую очередь с уже апробированными сериалами) налицо: взять хотя бы оглушительный провал российской версии популярнейшего американского ситкома «Как я встретил вашу маму». Конечно, «Закрытая школа» подобную судьбу вряд ли повторит, но и явным успехом его назвать вряд ли можно.
Хватает и локальных недоработок. Например, довольно неуклюжие диалоги, явно «с чужого плеча» (или лучше будет сказать «с чужого языка»?). Помимо того, что по самой структуре общения диалоги выглядят не совсем русскими (что неудивительно, учитывая испанское происхождение истории), так ещё и очевиден литературный характер фраз. Очень сложно представить живых людей, общающихся таким образом. Это всё объяснимо - авторам необходимо посредством диалогов представить зрителю персонажей, пояснить особенности сложившихся между ними отношений, погрузить в событийную канву - но ведь хватает примеров, когда в сериалах это сделано куда более органично. Вдобавок весьма значительные претензии к работе звукорежиссёров: назойливо звучащий где-то на заднем фоне и почти всегда не соответствующий действию саундтрек не то что не является органичной частью повествования (как должно быть), он просто отвлекает от «картинки», мешает сосредоточиться и поэтому раздражает. Да и сама «картинка» страдает от искусственного нагнетания напряжённости, которая, по замыслу создателей, должна достигаться с помощью довольно сумбурной смены слишком общих, практически панорамных планов и планов чрезвычайно, излишне крупных. Выходит это не очень умело, скорее даже топорно и поэтому играет не на «нерв повествования», а скорее против воссоздания атмосферы настоящего триллера.
Но всё это промахи технического характера, гораздо важнее та концептуальная слабость, которая присуща сериалу «Закрытая школа». Всё-таки эстетика и внутреннее смысловое наполнение сюжетов про закрытые учебные заведения пока ещё чужды для российского зрителя - у него просто нет глубоких культурных традиций подобного рода школ и пансионов, следовательно, нет ещё и традиций восприятия связанных с ними сюжетов. Для россиян эти истории про элитные пансионы и кипящие за их стенами страсти скорее чужеродны, они не могут им в полной мере сопереживать. Можно наблюдать за ними с интересом или даже восхищением, как за «Гарри Поттером» или за «Обществом мёртвых поэтов». Но когда в такие условия помещаются вроде как наши люди, такие же как мы, и зритель вроде должен считывать с их переживаний и поступков свои собственные, это вряд ли работает. К тому же с весьма размытой и местами откровенно потешной мистической линией.
Хотя, нужно признать, в основе своей повествование довольно динамичное, да и обязательный набор молодёжных сериалов (любовные многоугольники, околодетективные загадки, иллюстрации учебников по возрастной психологии и так далее) в сериале «Закрытая школа» вроде бы налицо.