Найти в Дзене
Artfragment

Хайп и мультики: уличное искусство за $2,7 млн

Оглавление

Героем прошедших в Нью-Йорке торгов аукционного дома Phillips стал KAWS. С молотка ушли сразу несколько его лотов, причем поставив рекорды цены на работы художника. Скульптуру «Clean Slate» продали за $2 млн, а картину с целой толпой мультяшных персонажей — за $2,7 млн (с учетом комиссии аукционного дома). Рассказываем, кто скрывается за псевдонимом KAWS и как его «наивное» искусство стало таким хайповым.

— За псевдонимом KAWS скрывается американец Брайан Доннелли.

В 44 года он выглядит значительно моложе своих лет, а подписчиков в Instagram у художника больше, чем у кого бы то ни было из его коллег. Для сравнения, 474 тыс. Дэмьена Херста скромно смотрятся на фоне 1,4 млн Доннелли. «Я стал следить за современными художниками в середине 90-х и понял, что многие возводили вокруг себя защитное ограждение, но сам я не хотел делать этого. Я хочу быть более искренним. И Instagram — мой портал для этого», — отмечал KAWS.

Брайн Доннелли (KAWS) для Wall Street Journal.
Брайн Доннелли (KAWS) для Wall Street Journal.

— Уроженец Нью-Джерси, в 90-х он перебрался через Гудзон в Нью-Йорк, где окончил Школу изобразительных искусств.

После нее художник работал в студии Disney. Там он начинал с того, что занимался проработкой задних планов мультфильма «101 далматинец». А параллельно разрисовывал граффити городские билборды, автобусные остановки и телефонные будки. На рекламных постерах KAWS заменял лица моделей на черепа с крестиками вместо глаз. Казалось бы, известные бренды могли прийти от такого в ярость, но все сработало наоборот. Граффити KAWS занимался до трагедии 11 сентября. «После 9/11 стало немного странно. Я ушел из граффити, на улицах все стало подозрительным», — признавался художник.

KAWS, «Без названия» (в сотрудничестве с Дэвидом Симсом), 2000-1.
KAWS, «Без названия» (в сотрудничестве с Дэвидом Симсом), 2000-1.

— Сегодня Доннелли сравнивают с Китом Харингом и Жаном-Мишелем Баскией.

И не только потому, что все трое начинали на улицах Нью-Йорка. KAWS, как и его предшественники, создал собственный визуальный язык. Только в отличие от лающих собак и «сияющих» младенцев Харинга и скелетов Баскии героями Доннелли стали мультперсонажи с зашитыми глазами-крестиками.

Сотрудничество KAWS с «Улицей Сезам».
Сотрудничество KAWS с «Улицей Сезам».

— В 1997 году Брайан Донелли впервые побывал в Японии.

И этой стране он отчасти может быть благодарен за свою сегодняшнюю популярность. В 2006 году KAWS основал в Токио бренд Original Fake. Сначала он выпускал серии виниловых игрушечных персонажей, специально придуманных художником. А затем ассортимент пополнился одеждой и аксессуарами. Узнаваемые персонажи KAWS полюбились в Японии, а затем прославили художника по всему миру.

Примеры культовых игрушек KAWS.
Примеры культовых игрушек KAWS.

— В своем творчестве KAWS умело играет с поп-культурой.

Его самый популярный персонаж — застенчивый клоун Companion (или «Дружок») — из граффити быстро  «перекочевал» в трехмерный мир. Причем порой Companion принимает гигантские размеры. Так, летом 2018 года 28-метровую плавучую фигуру персонажа установили на озере Сеокшон в Сеуле.

-5

А за несколько месяцев до этого 9-тонная скульптура художника появилась в Китае. Ее KAWS изготовил из бронзы, а компанию Companion’у составил еще один известный персонаж художника BFF.

   
   

— Обращение к поп-культуре не ограничивается у KAWS мультяшным миром.

По заказу журнала Interview художник написал портрет Майкла Джексона. Работа была опубликована в сентябрьском номере издания за 2009 год. На изображение Джексона в его фирменном красном пиджаке KAWS нанес принты в виде перчаток персонажа Companion

-7

— KAWS славится своими многочисленными сотрудничествами с известными брендами и селебрити.

В 2008 году художник создал обложку для альбома Канье Уэста «808s & Heartbreak», а в 2013-м — модифицировал статуэтку для премии MTV.

Скульптура KAWS из цветов на показе Dior Men сезона весна-лето 2019.
Скульптура KAWS из цветов на показе Dior Men сезона весна-лето 2019.

Он разработал дизайн флакона парфюма Comme des Garçons и уже не одну коллекцию для Uniqlo. «Нечестно создавать работы столь эксклюзивными, чтобы они продавались за баснословные суммы. Прелесть Uniqlo в том, что у них 2000 магазинов по всему миру, и ребенок будь он в Бангкоке, Корее или Нью-Йорке может стать частью чего-то большого», — отмечал KAWS.

Толстовка из коллекции KAWS и «Улицы Сезам».
Толстовка из коллекции KAWS и «Улицы Сезам».

— Правда, работы самого художника сегодня продаются за те самые баснословные суммы.

На прошедших 15 ноября торгах аукционного дома Phillips сразу два произведения KAWS установили личные рекорды. За $2,7 млн с учетом комиссии была продана картина «Untitled» 2004 года.

-10

Художник обратился к жанру семейного портрета, который был популярен в XVI—XVII веках, но вместо привилегированных господ изобразил мультипликационных персонажей. Скульптура «Clean Slate» 2014 года ушла с молотка почти за $2 млн.

-11

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.