Эти фамилии вам хорошо известны, а вот масонские страницы биографий этих писателей предпочитают не афишировать.
Тайные общества – всегда загадка и предмет мрачных спекуляций. Но никто не оброс столькими зловещими слухами, как масоны. В чем их только не подозревают: они и войны устраивают, и всеми финансами заведуют, и вообще правят миром. Развенчать эти домыслы сложно.
С одной стороны, внешне масонство – вполне безобидное учение, которое высоко ценит моральные идеалы и активно занимается благотворительностью. С другой, странные ритуалы и плотная завеса тайны невольно настораживают. Так или иначе, многие известные люди относили себя к масонам, в том числе и писатели, имена которых вам хорошо знакомы. Любителям заговоров будет, над чем поразмыслить!
Александр Пушкин
Самый известный из русских масонов в представлении не нуждается. В масоны Александр Сергеевич подался в возрасте двадцати двух лет. Он вступил в ложу с поэтичным названием «Овидий», названную в честь древнеримского поэта. Интересно, что в том же году Пушкин посвятил ему настоящую оду.
В своем дневнике Александр Сергеевич написал просто: «4 мая был я принят в масоны», будто и не произошло ничего необычного. Возможно, так оно и есть: в ложах состояли многие друзья и знакомые Пушкина, в том числе поэт Петр Вяземский. Вступлением в тайную организацию в то время было сложно удивить.
Но если вам нравятся теории заговоров, вот любопытная информация: после дуэли Пушкина оперировал тоже масон, хирург Николай Арендт. Не ровен час, приложил руку к смерти поэта!
Александр Грибоедов
Второй Александр в нашем списке – дипломат, композитор, поэт и драматург – не понаслышке знал, что такое «Горе от ума». Карьера у него была блестящей, а жизнь – бурной и интересной: воевал, путешествовал, творил. Своеобразной вишенкой на торте его замечательной биографии стало присоединение к масонам.
В 1816-ом году Грибоедов вступил в ложу «Соединенные друзья», собрания которой проходили в Санкт-Петербурге. И не просто вступил, а мечтал улучшить ее на свой лад: ему не нравились долгие и торжественные ритуалы, он считал, что концентрироваться надо на другом. Но ничего толком не получилось, и тогда он стал соучредителем ложи с говорящим названием «Благо». Снова разочаровался и попытался создать еще одну.
Однако, его реформаторские идеи вызывали недовольство масонских верхушек, и в конце концов, Грибоедов с масонством завязал.
Петр Чаадаев
Философ Чаадаев – одна из самых ярких фигур своего времени. Он мастерски (хотя и не нарочно) играл на нервах правительства, дружил с Грибоедовым и заслужил горячую любовь Александра Сергеевича Пушкина, который посвящал стихи этому своему другу и кумиру. Считается даже, что одним из прототипов Евгения Онегина и Александра Чацкого из «Горя от ума» был именно Петр Яковлевич.
Масоном Чаадаев стал в двадцать лет. По одним сведениям, его приняли в ложу в Кракове, по другим – в Петербурге. Поговаривали, что в качестве масона он делал недурные успехи. И за почти пятнадцать лет получил одну из самых высоких степеней посвящения. Но, так и не достигнув верхушки, покинул ложу.
Николай Карамзин
Карамзин запомнился не только своими художественными произведениями и тяжеловесными трудами по истории, которые активно переиздаются по сей день, но и членством в масонских ложах, где он был известен как брат Рамзей. Но масонство очень скоро разочаровало молодого человека – мало действий, много непонятной мистики.
Однако, сделанного не вернешь. Пунктик «масонство» в биографии автора породил долгоживущие мифы о том, что Карамзин переписывал историю России в угоду тайным правителям мира.
Александр Радищев
Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» в молодости учился в Германии, в Лейпцигском университете. Среди тамошних студентов масонство было чрезвычайно популярным, и Радищев по возвращению в Москву и сам подался в одну из лож. Он переводил для общества работы философов и, как утверждают исследователи, тайно пропагандировал масонские идеалы и представления в своих произведениях.
Неизвестно, сколько Радищев состоял в ложе, но в том, что он поддерживал благожелательные связи с масонами до конца жизни, сомнений нет.
Валерий Брюсов и Андрей Белый
Казалось бы, минула эпоха тайных обществ, впереди просвещенный двадцатый век и время бурных революций… Однако, в 1910-ом году в России возникла очередная масонская ложа, названная ни больше ни меньше в честь падшего ангела Люцифера. Членов в ней было всего четверо – отцы символизма Валерий Брюсов и Андрей Белый, поэт и переводчик Вячеслав Иванов и приятель Андрея Белого Алексей Петровский. Ложа просуществовала очень недолго: ее ликвидировали в том же году. Причины такого решения туманны, как и цели ее создания.
На причастность к масонству можно смотреть по-разному. Возможно, за занавесом тайного общества действительно вершились судьбы мира – в конце концов, влияние вышеперечисленных писателей на культуру сложно переоценить. Но куда вероятнее, что дело обстоит гораздо проще.
В то время масонство со своими идеалами просвещенности и загадочными ритуалами кружило молодым людям голову и стало чем-то вроде модного клуба. Быть масоном – значило считаться свободомыслящим и несколько более важным, чем другие. Вполне естественное желание для амбициозной молодежи!
А каких еще писателей и поэтов, относивших себя к масонам вы знаете? Пишите в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24