Найти тему
Эффект Макгаффина

Один шаг для Райана Гослинга и большой для Дэмьена Шазелла

"Человек на Луне"
"Человек на Луне"

Рейтинг: классика | Спойлеры: нет | Возраст: 12+ | Как смотреть: IMAX

Дэмьен Шазелл отправляет Райана Гослинга в образе Нила Армстронга на Луну, чтобы рассказать нам, что даже за событиями, изменившими жизнь поколений, может лежать глубокая печаль.

Нил Армстронг (Райан Гослинг) работает лётчиком-испытателем и очень любит свою дочь. Увы, девочка умирает от опухоли мозга и эта травма навсегда остаётся с героем, меняя его отношение к жизни от постепенно отдаляя астронавта от его сыновей и жены Джанет (Клер Фой). Но вместо того, чтобы впадать в депрессию, герой записывается в лунную программу, что в итоге позволяет ему исполнить мечту целого поколения, убегая от травматических воспоминаний о дочери настолько далеко, насколько это возможно.

У каждого режиссёра есть та самая красная нить, которую он протягивает через все свои произведения. Дэмьен Шазелл, следуя своему жизненному опыту и нереализованным мечтам о музыкальной карьере, ставит во главу угла своих фильмов мечтателей и их тернистый путь к цели. Поэтому биография Нила Армстронга подходила режиссёру в качестве следующего после "Ла-Ла Лента" проекта как нельзя кстати.

"Человек на Луне"
"Человек на Луне"

Армстронг у Шазелла несомненно мечтатель, для которого потеря любимой дочери становится одновременно и приговором, так как герой замыкается в себе, и одним из мотивов для участия в лунной программе. При этом Гослинг настолько тонко подмечает настроение своего героя, что в какой-то момент от актёра в кадре не остаётся и следа. А зритель наблюдает только за немногословным астронавтом, который если даже и плачет, то только один и в запертой комнате. Где-то рядом бегают дети и жена в исполнении Клер Фой. Удивительно, но обычно от таких ролей, как её ожидаешь только приятного фона, который бы позволил главному герою проявить себя во всей красе. Но актриса делает из своей жены не просто самодостаточную женщину, не в пример жёнам других астронавтов, а единственного человека, способного пробудить мужа от транса и заставить поговорить с детьми перед полётом на Луну. Её героиня изрекает одну из главных мыслей фильма о том, как никто не способен держать ситуацию с полётами под контролем: ни астронавты, ни их руководство.

Удивительно, но Нил Армстронг при жизни не удостоился ни одного автобиографического фильма. И во время просмотра "Человека на Луне" начинаешь понимать почему. Заведомо предполагая, чего будут ожидать зрители, Шазелл и Гослинг не стали создавать клишированный байопик, где центровым событием была бы установка американского флага на Луне (её в фильме кстати нет) или геройская речь перед журналистами во время какой-нибудь пресс-конференции (пресс-конференции есть, героических речей - нет). Наоборот, режиссёр и исполнитель главной роли сознательно избегают подобных приёмов. Того, чем грешит любой российский фильм о космосе (их немного, но они есть). И от того, становится дико жаль, что никто из российских кинорежиссёров пока никак не сумел избежать в своём фильме клюквенно-патриотических оттенко и подарить зрителю сколько-нибудь целостную драматическую историю: ни про Гагарина, ни про экипаж "Салюта-7", ни про Леонова.

"Человек на Луне"
"Человек на Луне"

Интересующему зрителю стоит запастись терпением. Потому что режиссёр, при всём гигантском бюджете и Стивене Спилберге в качестве одного из продюсеров рассказывает в первую очередь камерную историю о том, как один человек преодолевая собственное горе, исполняет мечту целого поколения. Поколения, которое увы пытается перевести полёт на Луну в материальную плоскость. Поколения, которое воюет во Вьетнаме и не позволяет темнокожим студентам учиться в колледже. Обо всём об этом Армстронг в одной из сцен говорит, что "уже поздно поворачивать назад", тем самым чётко давая понять, что его друзья-астронавты не должны погибнуть зря.

В фильме довольно много времени уделяется семье Армстронга и происходящим параллельно с лунной программой событиям на Земле. Но создатели сознательно не делают на них акцента, тем самым приземляя их значимость. Позднее в одной из сцен герой объяснит своё отношение к гигантским тратам на космическую программу тем, что после того, как увидишь Землю сверху, перспектива навсегда меняется. Примерно то же самое при встрече мне скачал советский космонавт Георгий Гречко. Примерно то же и имеет в виду режиссёр, постоянно заостряя внимание на том, как астронавты в фильме при каждой новой миссии томно ищут нашу планету в иллюминаторе.

"Человек на Луне"
"Человек на Луне"

У каждого из астронавтов есть своя цель, с которой они хотят отправиться на Луну. У кого-то это простое тщеславие, для кого-то это мечта, а кто-то с помощью этого почти самоубийственного полёта хотел бы разрешить свой внутренний конфликт, чтобы отпустить наконец воспоминания о дочери в финале под завораживающую музыку Джастина Хурвитца, постоянного напарника Дэмьена Шазелла.

Фильм идёт чуть больше 2 часов, но время размывается для сидящих в зале также, как и для героев фильма. Не успел Нил со своим коллегой Баззом взлететь, как уже прилуняются и вот тебя припечатывает к креслу так, будто вместе с астронавтами совершаешь деликатную посадку на Луну и ты. В этом заслуга ещё одного автора фильма и напарника Шазелла по его "Ла-Ла Ленту" оператора Линуса Сандгрена. Своим почти монохромным и плавным методом он не столько снимает, а документирует происходящее, а когда ситуация во время одного из полётов накаляется, то происходящее на экране в действительности начинает напоминать события внутри кабины космического аппарата, который пытается произвести стыковку. И тут от положительных ассоциаций с работой Хойте Ван Хойтемы из "Интерстеллара" крайне сложно удержаться.

"Человек на Луне"
"Человек на Луне"

"Человек на Луне" уже собрал у себя на родине денег меньше, чем предполагалось. Причиной тому является, что режиссёр сознательно решил, что история Нила Армстронга - это история не только о мечте, но и о высокой цене, которую одному человеку пришлось за неё заплатить. Ведь не зря же в финале Нил и Джанет сидят друг напротив друга, но между ними стена и такое же полное вакуумной тишины пространство, что было и на Луне.

Интересные факты о фиьме:

  • Изначально снимать фильм должен был Клинт Иствуд;
  • Дети Нила и Джанет Армстронг в одном из интервью рассказали, что "Человек на Луне" - это весьма точный портрет их отца и матери;
  • Райан Гослинг во время съёмок получил сотрясение мозга, но продолжил сниматься до тех пор, пока его жена Ева Мендес не заметила странное поведение мужа, когда он говорил что-то непонятное о пончиках;
  • Актёр Пабло Шрайбер играет астронавта Джима Ловелла, которого в фильме "Аполлон 13" сыграл Том Хэнкс.