В летнее время комфортный микроклимат в салоне автомобиля обеспечивается кондиционером, а зимой отопителем. Теплый воздух позволяет совершать путешествия при любой температуре и влажности воздуха на улице. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, когда из воздуховодов подается ледяной воздух и приходится ехать в холодной машине, рекомендуется проверить и при необходимости подготовить печку заблаговременно до наступления холодов в осенний подготовительный период.
Устройство и принцип работы отопителя
Автомобильный отопитель конструктивно представляет собой теплообменник, установленный в салоне автомобиля. Он подключается в системе охлаждения двигателя. Для подачи воздуха по воздуховодам в салон устанавливается вентилятор. Регулировка требуемой температуры обеспечивается заслонками, которые управляются ручным или электронным приводом.
После пуска мотора, циркулирующая в системе охлаждающая жидкость нагревается и, проходя через теплообменник, прогревает воздух салона автомобиля. В современных машинах прогрев осуществляется за короткое время даже при сильных морозах. Для ускорения подачи тепла в некоторых моделях устанавливаются дополнительные электрические нагревательные элементы.
Типовые неисправности и способы устранения
Предварительная проверка эффективности отопителя на всех режимах позволяет своевременно принять меры по устранению дефектов. Наиболее часто автовладельцы сталкиваются со следующими поломками, являющиеся причиной потери эффективности автомобильной печки:
- засорение трубок (пластин) радиатора теплообменника, препятствующее физическому процессу теплообмена (передачи тепловой энергии рабочей жидкости потоку воздуха);
- потеря герметичности входного или выходного патрубка, через который в систему попадает воздух, снижая эффективность обогрева;
- низкая производительность водяного насоса;
- неисправность термостата, в результате которой жидкость все время циркулирует по большому контуру через радиатор и при сильном морозе не может нагреться до нужной температуры;
- поломка привода заслонки, остающейся в закрытом положении;
- поломка электромотора вентилятора, подающего теплый воздух по воздуховодам.
Часто причина низкой эффективности нагрева кроется в засорении салонного фильтра, из-за чего снижается воздушный напор. При использовании неоригинального салонного фильтра вентилятор также не создает требуемый поток воздуха. Мощность радиатора отопителя рассчитывается для каждой модели авто. При минимально допустимой производительности должна обеспечиваться температура 16 ºС (в районе ног) и 10 ºС (на уровне головы) при температуре наружного воздуха минус 25 ºС.
Заблаговременная проверка функционирования печки требуется по причине трудоемких работ по демонтажу и очистке радиатора отопления. Во многих моделях для доступа к агрегату требуется разборка передней части салона автомобиля и частично подкапотного пространства.