Найти тему
Обо всем и ни о чем

Закрыть нельзя оставить

Возвращаюсь к своему блогу и к своему прошлому. После предыдущего поста я поняла: мне есть, что сказать о своих школьных годах. То, чего не поймут в городских школах. То, что становится ужасом и болью деревенских школ.

Я человек деревенский, и всё, что меня окружало до 18 лет, не выходило за сельскую ограду. По пальцам одной руки можно посчитать, сколько раз была в мегаполисе, будучи ребенком, сколько раз ездила на море. Ни одного.

Зато я сменила две школы. Вторая по сельским меркам была навороченной, со всеми условиями и возможностями, имела хорошую репутацию. А первая...

Выпускнику городского учебного заведения никогда не понять, какого это, когда в школе 10 учащихся. ВО ВСЕЙ. В первый класс мы пришли вшестером, а вышли...вдвоем. После этого нас "прикрыли". В группе от моих рассказов таращили глаза и думали, что я с другой планеты. Да нет, ребят, другая планета всего-то в 200 км отсюда.

Я до сих пор отлично помню, как в старинном здании с печным отоплением со второго этажа можно было докричаться до тех, кто на первом; как утром от печей пахло угаром, а после обеда всей немногочисленной братией мы носили дрова, чтобы вечером техслужащие хоть сколько-нибудь могли протопить здание; как скучны и однообразны были уроки; как невеселы линейки и праздники; как жутко было возвращаться домой с глухого конца села без света и дороги.

Но мы любили эту школу и каждый год молились, чтоб нас не закрыли. Каждый август поднимался вопрос, чтоб повесить замок на бывшем арестантском здании, но каким-то чудом этого удавалось избежать. И все жители села шумно выдыхали: будем жить, уезжать не надо.

Много ли я приобрела там? И да, и нет. Мы научились не строить никаких планов и жить сегодняшним моментом. Мы научились дружить с первоклашками, потому больше было не с кем, мы научились учиться каждый день и каждый урок.

Но, попав в среду сверстников, я совершенно не понимала, как общаться. Не умела этого делать. Толпа стала квестом, который до сих пор сложно проходить.

Сейчас я понимаю: лучше один раз безжалостно отрезать, чем постоянно жалеть. Ребятам, учащимся в малокомплектных школах, трудно адаптироваться к современной, динамичной жизни. Нет смысла держать учреждение, где в классе сидит два человека: учитель да ученик. Плохо и тому, и другому.
Но есть и другая сторона медали. Школа в селе - это опора. Убери её - умрет и село. Там, где я жила раньше, остались одни старики да пара семей с мутным будущим. А в здании, где училась, нет ни окон, ни полов, ни мебели, огромный сад зарос бурьяном - на танке не проедешь.

И такое повсюду за пределами МКАД.