Одним из обычаев на Масленицу было привязывать колодку к ноге девушек, затянувших с замужеством. Обрубок бревна тянулся, мешал шагать, замедляя движение. Все вокруг видели, что девушка медлит и не спешит замуж. За то и вынуждена терпеть колкие насмешки.
Моральные устои на Руси осуждали безбрачие. Чтобы род продолжался, чтобы стать самостоятельной и заслужить уважение в обществе, должна девушка замуж выйти, детей родить, выполнить свой долг перед Богом и людьми. Предназначение женщины – стать доброй женой и заботливой матерью.
Крестьяне были уверены, что безбрачие влечет за собой скудные нивы и скотные дворы, бедность и несчастье. Красны девицы мечтали о замужестве. А старые девы и бобыли были предметом насмешек и осуждения.
Вступление в брак издревле на Руси считалось одним из важнейших событий. Особенно в деревнях и селах, где все друг друга знали и каждая незамужняя девица была на виду. Излишне разборчивые и спесивые невесты осуждались. Девушки, не особо обласканные вниманием добрых молодцев и те, у которых свадьба разладилась, вызывали сочувствие и искреннее сопереживание.
Колодка на ноге девушки имела определенный символизм. Во многих регионах России бревно, брошенное собравшимся на улице девушкам, олицетворяло жениха. Привязывая такой символ к девичьей ножке, надеялись, что и сам жених вскоре найдется. Поэтому в некоторых губерниях такой обычай расценивался, как доброе пожелание девице поскорей найти своего суженого.
Бревно также считалось символом плодородия, а процесс волочения толковался как оживление природы. Это было сродни обходу с плугом, пробуждением новой жизни, закладке будущего урожая, началом нового жизненного цикла.
Этот обычай, проводимый в первую или последнюю неделю Масленицы, описан Агапкиной Т.А. в труде «Мифопоэтические основы славянского народного словаря. Весенне-летний цикл».
Такие же колодки привязывались и затянувшим с женитьбой парням, нередко такие парень и девушка с колодками находили друг друга и составляли пару.
Как и сам праздник, обычай веселый и жизнеутверждающий, сопровождается смехом, подтруниванием и озорными частушками.
Соколова В.К. в книге «Весенне-летние обряды русских, украинцев, белорусов. XIX – начало ХХ в.» упоминает это действо, как выражение стремления славян к заключению брачных уз.