Найти тему
MENA | ZEN

Сейду Кейта

Гений фотографии из Мали

Untitled 1949/1951
Untitled 1949/1951

В 1991 в Нью-Йорке Андре Маньен посетил выставку Africa Explores: 20th Century African Art в Музее африканского искусства и был буквально сражен двумя портретами неизвестного автора из Бамако. Андре принял решение отправиться в Мали на его поиски. Уже там фотограф Малик Сидибе моментально опознал фотографии сделанные его наставником: Сейду Кейта.

Untitled 1949/1952
Untitled 1949/1952

В то время Маньен работал для коллекционера Жана Пигоцци и собирал для него коллекцию посвященную африканскому современному искусству: the Contemporary African Art Collection. В 1994 году Пигоцци организовал персональную выставку Кейта в Fondation Cartier в Париже.

Seydou Keïta. Untitled, 1959 (Autoportrait). Silver print made in 1994 under the supervision of Seydou Keïta et signed by him. Contemporary African Art Collection © Seydou Keïta / SKPEAC / photo courtesy CAAC – The Pigozzi Collection, Geneva
Seydou Keïta. Untitled, 1959 (Autoportrait). Silver print made in 1994 under the supervision of Seydou Keïta et signed by him. Contemporary African Art Collection © Seydou Keïta / SKPEAC / photo courtesy CAAC – The Pigozzi Collection, Geneva

Сейду Кейта родился в 1921 году в Бамако, столице Французского Судана. В 1935 году дядя Сейду вернулся из поездки в Сенегал и привез с собой фотокамеру, которую подарил своему племяннику: это был Кодак Брауни. Юноша познавал основы фотографии под руководством Мунтага Куяте. В 1948 году Сейду открыл свою студию в Бамако. Это был мгновенный успех. Он сыграл определенную роль в желании растущего среднего класса(как следствие индустриального бума после Второй мировой войны), выглядеть более представительно.

Untitled 1952/1955
Untitled 1952/1955

22 сентября 1960 года Французский Судан обрел независимость и стал называться Республика Мали. Президентом был избран Модибо Кейта. Два года спустя Сейду Кейта, снискавший к тому времени значительный коммерческий успех, был назначен на должности официального государственного фотографа. Есть информация, что помимо прочего Кейта делал фотографии заключенных для картотеки, большая часть которой была уничтожена во время свержения режима президента Модибо. Во время работы на должности государственного фотографа студией заправляли его сын Мамаду, брат Ласина и ассистенты Абдулае и Морис. К тому времени, как Сейду вышел в отставку в 1977 году, студия подверглась ограблению и оборудование было утрачено, в дальнейшем студия была переделана под гараж.

Seydou Keïta. Untitled, 1956. Silver print made in 1995 under the supervision of Seydou Keïta et signed by him. Contemporary African Art Collection © Seydou Keïta / SKPEAC / photo courtesy CAAC – The Pigozzi Collection, Geneva
Seydou Keïta. Untitled, 1956. Silver print made in 1995 under the supervision of Seydou Keïta et signed by him. Contemporary African Art Collection © Seydou Keïta / SKPEAC / photo courtesy CAAC – The Pigozzi Collection, Geneva

Одна из наиболее значимых ретроспектив последнего времени состоялась в 2016 в Grand Palais в Париже.

Выставка, согласно новомодным веяниям, начиналась фотографиями распечатанными на огромных форматах; далее круглая комната, где размещены старинные принты за стеклом. Здесь можно проследить интересный сдвиг в работе фотографа, когда он перемещался между двумя полюсами: от произведений, задуманных для удовлетворения определенной клиентуры, до “произведений искусства”, выставляемых на обозрение. Хотя фотограф вышел на пенсию, он внезапно стал “художником”—опять же в соответствии с современным “западным” определением этого термина—и должен был играть важную роль в построении своей собственной мифологии. Что примечательно, Кейта начал подписывать свои работы лишь в начале 1990-х годов.

Untitled 1952/1955
Untitled 1952/1955

Глядя на мозаику из фотографий в середине маршрута, один из посетителей не сдержав восторга восклицает: "Ну каковы персонажи и костюмы великолепны!". Забавный комментарий касательно обычных людей, а не моделей отыгрывающих роль. Тем не менее люди на фото находятся в хорошо продуманных позах и используют различные реквизиты и аксессуары в моделируемых ситуациях, что и придает им образ персонажей, которых мы можем сразу же определить: солдат, молодой денди на своем мотороллере Vespa, интеллектуал и т.д.

Untitled © Seydou Keïta / SKPEAC / courtesy CAAC – The Pigozzi Collection, Geneva.
Untitled © Seydou Keïta / SKPEAC / courtesy CAAC – The Pigozzi Collection, Geneva.

Большую часть своих фотографий Кейта сделал при естественном освещении во внутреннем дворе своего дома. Каждая фотография могла быть создана с учетом индивидуальных запросов клиента, благодаря вспомогательной атрибутике: драпировка, одежда и т.д. Почти систематическое использование ткани на заднем фоне дает эффект отстраненности от мирской повседневности.

Untitled, 1952/55 © Seydou Keïta / SKPEAC / courtesy CAAC – The Pigozzi Collection, Geneva
Untitled, 1952/55 © Seydou Keïta / SKPEAC / courtesy CAAC – The Pigozzi Collection, Geneva

Эти портреты могут нам кое-что рассказать о фантазиях среднего класса Бамако в 1950-х и 1960-х годах: от реквизита и аксессуаров, до выбранных поз, мы видим удивительную коллекцию выстроенных и предугадываемых отношений для каждой возрастной группы, профессии и роли, принятой в семье. Мы открываем для себя некую хореографию, где положение в пространстве, жесты или взгляды, дают четкое представление о взаимоотношениях между персонажами.

Таким образом, накануне обретения независимости[Мали] фотостудии освободились от антропометрического метода фотосъемки, который использовался колонистами с конца 1840-х годов для классификации людей, которых они колонизировали, и документирования этих “неизвестных” территорий. Сменился акцент в вопросе о том, кто кого представляет. Такие студийные портреты позволили клиентам самим влиять на результат съемки от выбора образа до переделки снимка.

по материалам:
GAUTHIER LESTURGIE "
Seydou Keïta’s Portraits A Body of Representations"
Candace M. Keller "Seydou Keïta"

специально для сообщества в Вконтакте ethnische idylle | EI