Найти тему
Частная почта

Въезд бензиновых авто в центр Петербурга – под запрет!

Оглавление

Время пришло.

С 1 июля 2018 года, Постановлением Правительства России N 832 от 12 июля 2017 г. в Правила Дорожного Движения введён знак 5.35 "Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств". Этот знак отмечает место, с которого начинается территория, где запрещено движение механических транспортных средств, экологический класс которых, указанный в регистрационных документах на эти транспортные средства, ниже экологического класса, указанного на знаке.

Таким образом на федеральном уровне сформированы условия, позволяющие на практике перейти к введению ограничений на въезд экологически-вредного транспорта в исторический центр Санкт-Петербурга. Окончательное решение должно принять Правительство Санкт-Петербурга. Другое дело каковы плюсы и минусы, где должны действовать ограничения, каковы последствия таких нововведений?

Начнём по порядку.

Плюс на минус.

Автор: kurchanov-1950
Автор: kurchanov-1950

Среди очевидных, правда не широкому кругу граждан, а скорее специалистам, плюсов введения ограничений на въезд в зону исторического центра автомобилей с двигателями внутреннего сгорания – снижение агрессивных выбросов, разъедающих отделочные материалы и натуральный камень. Как пример можно напомнить печальную судьбу статуй Летнего сада. Некоторые шедевры простояли на берегах Невы более 200 лет, но за вторую половину XX-го века буквально сгорели от автомобильных выхлопов и были заменены пластмассовыми подделками.

Другой, более очевидный плюс – снижение копоти, содержащейся в воздухе. Дело не только в том, что эта копоть приводит к ускоренному загрязнению фасадов зданий и уменьшению интервалов между косметическими ремонтами, но и в том ущербе, который она наносит здоровью горожан. Копоть, которой постоянно дышат жители исторического центра, становится причиной лёгочных заболеваний, аллергий, повышению предрасположенности к онкологическим заболеваниям.

Удаление или существенное снижение количества копоти в атмосферном воздухе центра – позволит сохранить здоровье и людей, и исторических памятников.

Плюсом, несомненно, стоит признать и существенное снижение дневного трафика в кварталах исторического центра. Снижение количества автомобилей, одновременно двигающихся в историческом центре, позволит существенно снизить аварийность на дорогах, при одновременном повышении средней скорости движения.

Снижение трафика позволит наладить более ритмичную и уверенную работу городского наземного общественного транспорта, обеспечить свободный проезд для автомобилей экстренных служб и карет скорой помощи.

В целом движение в историческом центре станет более комфортным и безопасным.

-3

Конечно, есть и минусы.

Большое количество жителей исторического центра и сегодня недовольны тем, что владение личным транспортом для них связано с многими сложностями и переплатами. Проблемы с парковкой, ниже, чем в других районах города обеспеченность АЗС, дальше ехать до СТО. Но с течением времени количество горожан, постоянно проживающих в историческом центре, будет снижаться. Только за счёт расселения коммунальных квартир оно снизится не менее чем втрое. Кроме того, запрет на использование транспорта с ДВС и связанное с ним снижение трафика сделают центр города более комфортным не только для общественного и спецтранспорта, но и для его постоянных жителей.

Необходимость сменить авто с ДВС на гибриды или электромобили можно компенсировать переходным периодом на 5 – 7 лет, в течение которого большинство жителей и без того сменили бы свой автомобиль, а цены на многие модели гибридов и электромобилей уже сопоставимы с ценами на автомобили с ДВС.

По этой причине минус, связанный с недовольством постоянных жителей центра можно назвать временным.

Трудности с доставкой продуктов питания и товаров в зону действия ограничений. На первом этапе вполне можно решить проблему путём установления трёх транспортных окон для зоны с ограничением движения транспорта с ДВС – два окна в первой половине суток и одно окно в вечернее время. В эти окна, организации доставляющие товары и продукты в магазины и организации, расположенные в историческом центре, смогут направлять свои автомобили с ДВС, имеющие специальные пропуска, в зону действия ограничений. Магазины и компании получат возможность получать грузы, хоть и в более напряжённом ритме. В последствии эти трудности могут преодолеваться за счёт общих мер по стимулированию использования электротранспорта в черте города и за счёт повышения стоимости спецпропусков для автомобилей с ДВС.

Появление дополнительных ограничений на движение коммерческого транспорта. С одной стороны меры по ограничению въезда в исторический центр автомобилей с ДВС могут встретить сопротивление со стороны сотрудников бизнес-центров и владельцев компаний, работающих в центральной части города, а с другой стороны сложности могут возникнуть у таксопарков, владельцев арендного транспорта и перевозчиков, занятых в сфере туризма.

Это самое существенное препятствие. Главный минус – возможность существенно ухудшить привлекательность помещений в историческом центре для статусных арендаторов. Но этим арендаторам значительно проще пересесть на гибридный транспорт и избежать ограничений, а многие и сегодня используют именно гибридные автомобили.

Что касается такси, заказных и туристических автобусов, то ограничения для них придётся вводить постепенно, а на первый период до 3-х лет предоставить им возможность свободного въезда в исторический центр.

Где должны действовать ограничения?

-4

Будет справедливо считать, что ограничения на использование автомобилей с ДВС должны быть распространены на всю территорию мегаполиса, но совершенно ясно, что это вопрос не менее, чем 15 – 20 лет.

Первая, пилотная, зона напрашивается внутри района, ограниченного Дворцовой набережной, набережной Кутузова, Литейным проспектом, Невским проспектом, Дворцовым проездом. С исключением из этой зоны проезжей части Садовой улицы, набережной Лебяжьей канавки, Литейного проспекта. Кроме того, в зону, запрещённую для автомобилей с ДВС стоит включить весь Невский проспект – от Адмиралтейства, до площади Александра Невского.

Почему? Этот район сегодня характеризуется сравнительно низким трафиком в течение суток. Здесь уже не первый год обсуждается вопрос о формировании пешеходных пространств. Там нет крупных предприятий и магазинов, генерирующих повышенный трафик. Этот район находится в стороне от главных транзитных направлений. В этом районе есть возможность, ради эксперимента, пойти на снижение трафика без существенного ущерба для транспортных потоков города. Там сосредоточены основные музеи, театры и туристические маршруты. Этот район легко поддаётся локализации как на въезд, так и на выезд.

Кроме того, в этом районе есть как дворцы со сложными фасадами, отделанными разнородными материалами, так и рядовая застройка с обычными для Санкт-Петербурга штукатурными фасадами. Здесь есть большие зелёные массивы и узкие улицы, особенно чувствительные к уровню выбросов автомобильных двигателей внутреннего сгорания.

Таким образом можно минимизировать возможные издержки на начальном этапе, мягко отрегулировать возможные ошибки и получить возможность точно проследить эффект от введения ограничений на разноплановых объектах городской среды.

Каковы возможные последствия?

-5

Прежде всего резкое снижение объёма выбросов в центральной части города. Снижение вредного воздействия на здоровье жителей и гостей Санкт-Петербурга. Ускорение темпов и обеспечение ритмичности движения общественного транспорта. Увеличение интервалов между косметическими ремонтами фасадов зданий. Снижение затрат на проведение реставрационных работ и работ по чистке и обслуживанию памятников.

Создание стимулов для ускорения перехода на использование электротранспорта как горожанами, так и предприятиями.

Снижение нагрузки на проезжую часть и увеличение межремонтных интервалов.

В целом всё это приведёт к снижению нагрузки на бюджет города как в части расходов на содержание и ремонт недвижимости и сохранение городских памятников, в части ремонта дорожного покрытия, так и в сфере здравоохранения, и по ряду других расходных статей.

В перспективе, на основе опыта, полученного в пилотной зоне, вся территория Санкт-Петербурга может быть переведена в число зон, закрытых для любых видов транспорта с ДВС. Санкт-Петербург достоин стать первым в России городом с чистым воздухом. Сделать это к 2040-му году вполне возможно. Время пришло.