В прошлой публикации мы начали рассматривать исторический аспект курильской проблемы с точки зрения российской историографии. Сегодня разберёмся, как на протяжении последних столетий к островам относились в самой Японии.
В международном праве выделяются следующие условия приобретения государством права на новую территорию: первооткрытие, первоосвоение и длительное непрерывное владение. К концу XVIII века Россия в отношении Курил выполнила все эти условия. То есть первой исследовала острова и издала их карту, в том числе на иностранных языках. Первой основала поселения и обложила налогами местных жителей. И российское владение Курилами было непрерывным.
А что этому противопоставляет японская историография? Она ссылается на так называемую «Карту периода Сёхо», на которой обозначена Малая Курильская гряда и острова Кунашир с Итурупом. Именно эти территории – предмет спора. Карта, датированная 1644 годом, подтверждает якобы японский приоритет в открытии островов. Однако есть два соображения, заставляющие сомневаться в приоритете.
Это не карта в привычном понимании термина, а схема с довольно приблизительно обозначенными участками суши в океане. Такую схему можно было нарисовать по рассказам тех же айнов, плавающих между островами. А вот японцы в эти годы плавать к Курилам вообще не могли: в 1636 году сёгунат издал закон, запрещающий покидать страну и строить большие корабли – начиналась долгая эпоха самоизоляции страны. Не случайно, имея очень приблизительные представления обо всех Курильских островах, японцы называли их «Тисима», то есть «Тысяча островов». Правда, самоизоляция не помешала японцам делать активные вылазки на Сахалин уже в конце XVIII века, что послужило причиной серьёзных столкновений с русскими, о чём мы ещё поговорим.
С первооткрытием разобрались. Теперь следующее условие международного права – первоосвоение. Самый крупный северный остров, Хоккайдо, вошел в состав Японии только в 1869 году. Хотя на ближайшем к нему острове, на Кунашире, японцы заложили пушную факторию ещё в середине XVIII века. Но она существовала недолго.
Вообще к Курилам в Японии длительное время относились как к экзотическим территориям, лежащим "где-то рядом", но не очень интересным в плане хозяйственного освоения. Лишь узнав о том, как русские развивают морские и пушные промыслы, как осваивают месторождения полезных ископаемых на Сахалине, японцы решили, что пора объявить "северные территории" собственностью Японии.
Третье условие – длительное непрерывное владение. Об этом вообще речи не идёт. Японцев на Курильских островах в конце XVIII – в начале XIX века как «хозяйствующих субъектов» и близко не было. А в это время русские вывозили с островов продукты морского промысла. Повышенный интерес японцев к Курилам выражался в том, что они опрокинули указательные столбы русских на Итурупе, а на Урупе поставили столб с надписью «Остров издревле принадлежит Великой Японии». В начале 1799 года японцы устроили два укреплённых лагеря на Итурупе и поставили там вооружённые посты. Русских начали выдавливать с островов.
Российская империя была заинтересована в налаживании дипломатических и торговых отношений с Японией, для чего в Нагасаки в 1804 году прибыло посольство Николая Резанова. Полгода японцы «мариновали» посольство, а потом сообщили, что торговлю с Россией вести отказываются. Причём – в оскорбительной форме. После этого Резанов объявил Японии личную войну...
Продолжение следует
Вячеслав Сухнев
Источники:
Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. – М.: Искусство, 1980.
Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии. – М.: Высшая школа, 1988
Пыжьянов Ф.И. За горизонт – к неведомым землям. – Южно-Курильск, 1989.
http://statehistory.ru/3224/Kurilskie-ostrova-v-istorii-russko-yaponskikh-otnosheniy/
http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/kuril.htm
http://itd2.mycdn.me/image?id=851914376088&t=20&plc=WEB&tkn=*tgZOFvqPu0i7uYZijtDchZ8LjZ4
Ставьте, пожалуйста, знаки внимания. До новых встреч!