Найти тему
Наталья Воронцова

СОБАЧИЙ УГОДНИК

Услужливый Марчелло (Марчелло Фонте) – грумер в провинциальном городе. Целыми днями он ублажает своих подопечных – собак разных мастей. Гулять, мыть, пилить им когти – занятия, в которых незаметно проходят его дни. Но жизнью своей он доволен – характер такой. Самая большая радость – дочка, с которой он изредка проводит время, занимаясь дайвингом. И мечтает увезти ее в путешествие на сказочные острова. Режиссер Матео Гарроне препарацию героя начинает постепенно, снисходительно приглядываясь к нему. Эта снисходительность пропадает после развязки, когда камера долго исследует лицо героя, выискивая в нем символы перерождения, знаки новой жизни. Но их не будет, люди не меняются, и снисходительность так и останется основной интонацией автора.

Поначалу история собачника кажется ничем не примечательной. Но это только первое впечатление, «Догмэн» снят по мотивам нашумевшей криминальной истории, когда в 1988 году грумер убил бывшего боксера, который издевался над ним и признал свою вину. Как и в жизни, в фильме основа драматических событий закладывается ежедневной рутиной. Марчелло вынужден постоянно сталкиваться с громилой по имени Симон (невероятно колоритный и фактурный Эдоардо Пеше), который терроризирует весь город. Оставаясь верным себе, он и ему во всем бессловесно потакает, теряя деньги, свободу, репутацию. Видимо он был готов и жизнь потерять, но череда случайностей положила его терпению конец.

История золотая для такого мастера как Гарроне, который совершенно не умеет заигрывать с публикой и снимать коммерческие фильм. Он внимательный исследователь человеческих характеров, за это любим кинокритиками и щедро поощряется фестивальными наградами. «Догмен» долго оставался лишь в планах автора, пока ему не повезло встретить Марчелло Фонте, актера со скудной фильмографией и трудной судьбой. До сьемок в «Догмене» он работал охранником в тюрьме. Пазл совпал, после отчаянного застоя его карьера полетела в гору – из безызвестности сразу золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля. Роль нашла его почти на закате карьеры, это был его шанс и счастливый билет в мир большого кино, который он с успехом получил. Играя Марчелло, маленького забитого собачника, тонко и выразительно, он заслужил аплодисменты за полную самоотдачу и талант. От судьбы не уйдешь, она и на тюремных задворках тебя найдет.

Частью истории в фильме становится созданное Гарроне пространство провинциального города. Обшарпанные стены, заброшенные улицы не отпускают героев, не дают возможности побега. Даже море, которое совсем рядом, не расширят горизонт этого замкнутого существования. В нем фигуры магнетически притягиваются друг другу роком, которому никто не в силах противостоять. Так же, как и вырваться из этого тусклого жизненного пространства.

Гарроне в своем почти документальном повествовании стравливает сильных и слабых, чтобы выяснить сколько на самом деле стоят их качества. И тут к ним добавляется еще один игрок, который красной нитью проходит через все повествование и много чего меняет в жизни всех участников. Кокаин – вокруг него завязаны отношения Марчелло и Симона. Собачник приторговывает веществом, чтобы на дополнительный доход радовать дочь, а громила, пользуясь беспомощностью грумера, беспощадно его грабит. Если внимательно следить за взаимоотношениями героев, то следы белого порошка видны во всех ключевых моментах этой не простой истории.

Уязвимые, отталкивающие, смешные, устрашающие - благодаря своей многогранности и точности характеров, правдивости, силе образов «Догман» стал одним из лучших итальянских фильмов последнего времени, наследуя традиции легендарного итальянского неореализма. Как ни странно, но за его мрачным сюжетом можно разглядеть и комичность происходящего на экране. С трудом, но тонкий юмор изящно пробивается т между действиями героев. «Догмен» - хорошая разминка перед премьерой «Дома, который построил Джек» Ларса фон Триера. Ноябрь щедр если не на тепло, то на хорошие фильмы однозначно.

���