Найти в Дзене
Борщ Иванович

Режиссёр в затворе

текст Саша Картошкина фото из личного архива героя «Талантливый человек талантлив во всем». У нас нет причины не доверять классику-автору цитаты, тем более что это его высказывание в полной мере относится к герою данной публикации. Все в Коврове знают о молодежном театре «Вертикаль». Ну, если не все, то многие. В этом году ему исполнилось 15 лет. За это время он поставил около 30 спектаклей, приобрел полк поклонников и получил звание народного. Основателем, идейным вдохновителем и режиссером его является Евгений Соколов. Он пишет пьесы, инсценировки для своих постановок, создает музыкальное оформление и отвечает за все происходящее на сцене. Практически Роберт Родригес, только без камеры. При всех этих талантах и достоинствах Евгений Валерьевич говорит, что любит оставаться в тени. И правда: перед началом спектакля мы слышим его просьбу отключить мобильники, а после представления он выходит на поклон публике. Такое затворничество поневоле вызывает интерес. Пришло время познакомиться

текст Саша Картошкина фото из личного архива героя

Евгений Соколов, режиссер молодежного театра "Вертикаль"
Евгений Соколов, режиссер молодежного театра "Вертикаль"

«Талантливый человек талантлив во всем». У нас нет причины не доверять классику-автору цитаты, тем более что это его высказывание в полной мере относится к герою данной публикации. Все в Коврове знают о молодежном театре «Вертикаль». Ну, если не все, то многие. В этом году ему исполнилось 15 лет. За это время он поставил около 30 спектаклей, приобрел полк поклонников и получил звание народного. Основателем, идейным вдохновителем и режиссером его является Евгений Соколов. Он пишет пьесы, инсценировки для своих постановок, создает музыкальное оформление и отвечает за все происходящее на сцене. Практически Роберт Родригес, только без камеры. При всех этих талантах и достоинствах Евгений Валерьевич говорит, что любит оставаться в тени. И правда: перед началом спектакля мы слышим его просьбу отключить мобильники, а после представления он выходит на поклон публике. Такое затворничество поневоле вызывает интерес. Пришло время познакомиться с местной «звездой» и узнать о ее жизни побольше.

– Поделитесь воспоминаниями о школьных годах. Нравилось ли учиться?

Не скажу, что учиться нравилось.Читать любил, правда, не то, что по программе. И перестроиться с Фенимора Купера на Тургенева было сложно. Однажды учительница литературы предложила мне сделать анализ произведения из учебника. Я честно признался, что не учил, и получил двойку. Она думала, что я, как юноша впечатлительный, переживал, ночью не спал, учил. Я, как нормальный ученик, подумал, что свою оценку уже получил и на этом успокоился. На следующем уроке меня опять вызывают к доске и опять ставят двойку. Она думает, что две двойки меня уж точно стимулируют на более уважительное отношение к предмету. Я думаю, что вероятность попадания снаряда в ту же воронку в третий раз близка к нулю. Но ситуация повторилась и в третий раз, и в четвертый, и в пятый. После пяти двоек я оказался в кабинете директора… Но единственная тройка в моем аттестате – это тройка (кому ни скажу, все ржут)… по географии. Географический кретинизм здесь не причем. Мне нравилось, когда мы изучали карты, другие страны, их столицы. Но последний курс географии – это экономическая география. А мне было неинтересно, сколько тонн пшеницы собирают в Краснодарском крае или сколько железной руды – на Кузбассе, и я это пропускал.

Каждый из нас в школьные годы фантазировал на тему «Вот я вырасту и тогда стану…». Посещали подобные фантазии и Евгения Соколова. В школе ему легко давались точные науки. Но не математиком, не инженером, не литературным критиком и уж тем более не географом-экономистом хотел он стать. Мечтал о профессии актера. Лицедействовал, можно сказать, с детства. Стоя на стульчике, на радость родным и близким читал «Шамаханскую царицу». В школе не упускал возможность, чтобы появиться на сцене. Ближе к старшим классам приобщился к КВНовскому движению…

-2

– Кто из знаменитых актеров был примером для подражания?

В 90-х старая школа советского кино сдавала свои позиции, а новая еще не появилась. Я, конечно, любил комедии Гайдая, актеров, которые в них играли, но с их героями себя не ассоциировал. Молодых кумиров отечественного кино тогда и не было. Зато я застал время видеосалонов. С тех пор, как впервые увидел фильм «Терминатор», который тогда назывался «Киборг-убийца» и произвел фурор в моей голове, увлекся голливудским кино. К выпуску из школы моими кумирами были уже не герои боевиков, а серьезные актеры: Роберт де Ниро, Аль Пачино, Джек Николсон.

Но с актерской карьерой у Соколова не задалось. Родители были против такого выбора. Он поступал во ВГИК, но не прошел прослушивание. Когда вернулся домой, узнал, что документы поданы в КГТА (тогда Ковровский технологический институт). Как оказалось, это был не самый плохой из вариантов развития событий.

Поступил на «Робототехнические системы и комплексы». Думал: ну, ладно, год отучусь, а там будет видно. Но учеба в КГТА оказалось интересной, студенческая жизнь захватывающей. Так и доучился до инженера. Закончил со средним баллом 4,7. Мог получить красный диплом, но получил синий. Госэкзамен по английскому сдал на четверку, а таким красный диплом не полагается. Пересдавать не стал: мне было все равно, какого цвета будет документ о высшем образовании. Жизнь показала, что мое равнодушие в этом вопросе было оправданным.

Соколов оказался одним из тех, кто поднимал КВН в институте и в городе. Он не только играл на сцене, но и писал материал в соавторстве с Рябиковым и Романовым. Будучи участниками «Сборной академии», они стали победителями на фестивале «Мы молодые» во Владимире. Пробовали свои силы, и вполне успешно, в лигах КВН других регионов…

С дипломом инженера на руках и неясными планами на будущее он нашел временную «обитель» на заводе. Параллельно занимался организацией школьного и студенческого КВНа, посвятил этому делу 4 года. Оказалось, что и этого поля для деятельности для него мало…

-3

– Как появилась мысль заняться театром?

У меня не было мысли становиться режиссером, я хотел играть в театре. На это меня сподвигнул театр «Шарман» Натальи Русаковой, который мне очень нравился. Я поинтересовался у председателя студенческого профкома Елены Демьяновой: «А почему у нас нет театра?». На что она мне ответила: «Возьми да сделай, раз нет». А я люблю браться за все неизведанное. Провели кастинг, собрали труппу и в 2003 году поставили первый спектакль под названием «Петля». Все в жизни делается не просто так. Хорошо, что я не поступил на актерскую профессию. Для актера у меня не тот характер: мне не очень нравится быть на виду, предпочитаю быть в тени. Это покажется парадоксальным, но я не люблю большие компании, а в толпе чувствую себя не в своей тарелке.

– Что вы больше всего цените в своем зрителе?

Наверное, умение сопереживать происходящему на сцене. Моя задача как режиссера – заставить зрителя испытывать эмоции. Именно эмоции, чувства первичны, а раздумья вторичны. Мы же не лекцию для ума читаем.

– Оказывается, вам и театра уже мало, раз вы занялись фотографией. Как это случилось?

Случилось закономерно. Я люблю творчество во всех проявлениях. Люблю музыку, кино, живопись. Было логично прийти к фотографии. Может быть, пришел бы к музыке или живописи. Но в первом случае бог слуха не дал, хотя возникают мысли научиться играть на гитаре. В живописи же больше люблю созерцать. Занимаюсь фотографией, но ни в коем случае не считаю себя профессионалом. Я любитель. Если в режиссерской профессии я дверцу мастерства приоткрыл, то в фотографии еще нет. Нравится экспериментировать, находить что-то необычное, но ключика для себя еще не нашел. Как найду, начну что-то выставлять на конкурсы. Хотя это вторично, я не амбициозен. Люблю искусство в себе, а не себя в искусстве.

-4

– Театр, режиссура, фотография. Логично, что следующим шагом станет кино…

Мы, конечно, снимаем ролики, но создание видеоконтента меня пока не очень увлекает.

– Каким вы видите будущее вашего театра?

Будущее вижу как расширение творческих направлений. Хочу, чтобы вокруг нас образовалась тусовка, подобие молодежного центра, где бы люди могли реализовать себя в разных видах творчества.

Можно только удивляться тому, где Евгений Соколов берет время на все перечисленное: написание инсценировок, репетиции, фотосессии, обработку фотографий. А вдобавок к творчеству он еще и спортом занимается. Причем спорт он тоже любит оптом: кросс, плавание, летом – велосипед, зимой – лыжи. Это он называет физкультурой: проплыть 3 км, пробежать 10 км, на велике уехать на 100 км. Легонькая такая физкультурка! Правда, объединить все это и попробовать силы в триатлоне театрал-спортсмен пока не решается. Не подобрал к нему пока что соответствующего ключика. Еще он любит ходить в походы и вообще путешествовать. Но с путешествиями не всегда получается, поскольку во время летнего отпуска, когда многие нормальные люди отдают предпочтение пляжному отдыху, он посвящает себя очередному увлечению – работе с подрастающим поколением в лагере.

-5

– Что больше всего вам не нравится в вашей работе?

Это покажется странным, но мне не нравится сильно зависеть от других людей. Больше полагаться на себя – это в моем характере. Но театр – искусство коллективное. Я сильно завишу от актеров, от их настроения, от их капризов. Конечно, я их всех люблю, но иногда такое зло берет. И в фотографии завишу от других, поскольку выбрал портретную фотографию.

– Не ловили себя на мысли примкнуть к какой-нибудь партии?

Творческому человеку надо быть подальше от политики. Тот, кто занят своим делом, уже приносит пользу обществу и делает мир вокруг лучше. Максимально, что могу сделать политически, - это прийти на избирательный участок и проголосовать.

– У вас есть способ борьбы с осенней депрессией?

Я не Пушкин – люблю все времена года. Работать надо, а не дома сидеть. Не будет свободного времени, и депрессии никакой не станет. А если лентяйничать и всю дорогу сидеть, глядя в окно, сплин в любое время года может накрыть.