Найти в Дзене

«Женская власть»: миф о горгоне Медузе

Оглавление

Многие античные мифы несут гендерную мораль. Например, жестокая история Медузы, ставшей одним из самых распространенных образов в западной культуре.

Миф

Вариаций мифа о Медузе (как и остальных мифов) воз и маленькая тележка. В первоначальных версиях Медуза была горгоной (правда, смертной), уже готовым хтоническим монстром. А вот в более поздних «Метаморфозах» Овидия она — простая девушка невероятной красоты с превосходными волосами, и эта история намного интереснее.

Long story short, её возжелал и изнасиловал Посейдон в храме Афины. Девушка обратилась к богине за помощью и защитой, но та не просто не помогла ей, но сделала её уродливой, волосы обратила в змей и наделила её жутким перком превращать всех, кто посмотрит ей в глаза, в камень. А дальше всё известно — отважный герой Персей с помощью богов и модных гаджетов отважно подкрался к ней во сне (хм) и, глядя в отражение щита, отважно её обезглавил. Голову Персей поюзал, наказал с её помощью всяких нехороших дядь, которые отбирали у него игрушки, и отдал Афине, которая с тех пор носила её на своей эгиде.

Посейдон на промо древнегреческого сервиса «Один клик — и тыг-дык тыг-дык, а потом проклятия, смерти, ссоры, дети-бастарды, Гера злится, драма-лама, тем и живем»
Посейдон на промо древнегреческого сервиса «Один клик — и тыг-дык тыг-дык, а потом проклятия, смерти, ссоры, дети-бастарды, Гера злится, драма-лама, тем и живем»

Были и разные трактовки моральных качеств Медузы: по одним версиям она была самовлюбленной, кичилась своей красотой и не уважала Афину; по другим — наоборот, сплошное смирение и честное служение. Но основной мотив остается: махровый виктимблейминг. Афина наказала Медузу за осквернение своего храма — за то, что она стала в нём жертвой.

Кстати, а почему

Почему Афина поступила именно так? Вроде не вяжется с её образом мудрой и воинственной девы и комсомолки?

Во-первых, разумеется, греческие мифы патриархальны, как Первый канал. Тут ничего не поделаешь.

Во-вторых, наказать Посейдона Афина не могла — у неё не было такой власти. Он был выше её по уровню, да и наказывать боги могли только смертных, а между собой они решали конфликты по-другому. Более того, согласно одной из версий мифа, Посейдон был не насильником, а любовником — и превращение Медузы в монстра было ударом для них обоих (Посейдон, правда, легче отделался).

В-третьих, больше наказания смертных боги пеклись только об одном: сохранении баланса. Если могущественный Посейдон, лишь взглянув на эту невероятно красивую девушку, потерял голову, то что надо сделать? Провести с мужским поголовьем образовательную беседу о ненасилии? Не смешите мою тунику. Конечно, надо нейтрализовать эту власть, нормализировать её — сделать так, чтобы Медуза больше не обладала такой силой. Чтобы никто не смел взглянуть. А если бы взглянул, то точно не возжелал. Да и вообще, для надежности, пусть окаменеет. Да, точно.

В этой версии мифа Медуза — символ отвратительной «женской угрозы», которая должна быть уничтожена ради восстановления баланса власти.

В искусстве

Иконография у этого дико популярного образа тоже интересная. Для начала, у Медузы и её головы они разные. Афина использовала отрубленную голову, чтобы вгонять врагов в ужас (читай, мужчин — Афина очень пеклась о своей девственности). В искусстве и архитектуре голова Медузы это «горгонейон» — талисман от сглаза и злых духов. Её изображали на щитах, кольцах, в архитектуре зданий. Задача такого талисмана — отвлекать внимание недоброжелателей. Есть и очень серьезная теория, что символ появился раньше, чем, собственно, миф о Медузе — его придумали, чтобы как-то объяснить страшные рожи на дверных панелях.

По теме прошлись многие художники. Высшей творческой задачей у них было изобразить предмет настолько чудовищный и отвратительный, что на него было бы невозможно смотреть.

Смотреть на «Голову Медузы» Леонардо действительно не очень хочется
Смотреть на «Голову Медузы» Леонардо действительно не очень хочется

Но одну из самых стрёмных голов написал Караваджо (чтобы получить лайки от семейства Медичи) — причём сделал это на холсте, натянутом на щит, что само по себе неплохая ачивка. Гендерная принадлежность Медузы Караваджо под вопросом — считается, что он писал её лицо со своего, и поэтому она выглядит немного мужчиной. Но это сделало его единственным, на кого не действовал её убийственный взор — Караваджо был хитрый, будьте, как Караваджо.

Ещё один интересный момент: глаза у Медузы открыты, но смотрит она не на зрителя — чтобы он не превратился в камень и смог ей слегка посочувствовать. А сочувствовать есть чему — несмотря на кровищу и очевидное отсутствие тела, Медуза у Караваджо в сознании и в полном ужасе от того, что с ней происходит. Это безумный кошмар наяву — понимание собственного обезглавливания. Изображение головы Медузы на щите — традиционный горгонейон, но то, как это сделал Караваджо, наталкивает на ещё одну неуютную мысль: Персей смог обезглавить её, посмотрев на её отражение в щите. Но если это отражение и пишет Караваджо, с чьей перспективы смотрит зритель? Правильно, Персея. Зритель — убийца. Медуза смотрит на меч в руке зрителя\Персея.

Такой вот праздничный подарочек Медичи в честь победы Фердинанда I, великого герцога Тосканского, над очередными врагами.

«О боже, у вас тут всегда так плохо?»
«О боже, у вас тут всегда так плохо?»

Ренессанс добавил к иконографии Медузы героический нарратив Персея. Бронзовый Персей Бенвенуто Челлини держит отрубленную голову монстра и стоит на её теле — не столько миф, сколько политика: памятник тоже был сделан по заказу Медичи (that's Renaissance for you) и символизировал победу семейства в борьбе за власть над Флоренцией. Обезглавленное тело у ног Персея — совсем не монструозное, а очень, очень отчетливо женское.

Wow, he won
Wow, he won

Наконец, кейс из относительной современности: в 2008 году скульптор Лучано Горбати (Luciano Garbati) «пересказал» Челлини и миф о Персее с позиции Медузы, подчеркивая разницу между феминной и маскулинной победой (со слов художника): там, где Персей торжествует, Медуза мрачна; она убила Персея, потому что у неё не было выбора. Эта статуя — не радость победы, не глумление и даже не кровожадность, а трагедия, причем не монструозная, а очень человеческая.

Недавно про статую снова вспомнили — в ней наконец увидели такую нужную в текущей повестке метафору «женского гнева». Для такого мифа очень подходящая трансформация.