Клавдию Хабарову не именовали в прессе звездой экрана, и тем не менее она занимала свое собственное место в когорте советских киноактеров, с первых ролей полюбилась и запомнилась зрителям.
Родившаяся в 1927 году актриса считала своей малой родиной село Стрельцы, где семья жила в довоенное время, до последовавшего затем переезда в Магнитогорск.
Отца девочки не взяли на фронт из-за возраста и по состоянию здоровья, но он, будучи отличным сапожником, вносил свой посильный вклад в дело приближения победы: шил сапоги для военнослужащих.
Еще в школьные годы Клава увлеклась самодеятельным театром, серьезно занималась танцами, пробовала петь. Поэтому в вопросе о выборе вуза она не колебалась: конечно, ВГИК!
Но в суете сборов в столицу девушка перепутала даты прослушиваний и приехала лишь ко второму туру.
Путь на сцену
Не без труда, но все же пробилась к экзаменационной комиссии и – покорила ее свежестью восприятия, неподдельной искренностью.
Это был тот нечастый случай, когда приехавшей из глубинки абитуриентке удается преодолеть все барьеры с первого захода: ее взяли под свое крыло Ольга Пыжова и Борис Бибиков.
Курс был «звездным» – в числе соучеников Клавдии оказались Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов.
По окончании обучения молодая выпускница была принята в штат «Мосфильма» и совмещала съемки со спектаклями в Театре-студии киноактера, в котором прослужила вплоть до его закрытия.
В кино ей не всегда удавалось работать у интересных режиссеров, да и материал по-настоящему значительный предлагался не часто.
После ее дебюта на большом экране, когда она еще студенткой сыграла подругу героини Клары Лучко в «Кубанских казаках», косяком пошли предложения играть озорных, но добрых и чистых душою простых «сельских девчонок»: доярок, трактористок, медсестер.
При этом кинокритики отмечали, с какой профессиональной серьезностью сыгран артисткой даже самый небольшой эпизод: работа вполнакала была не по ней.
Из своих героинь она больше всего любила Марию Дмитриевну из телесаги «Тени исчезают в полдень», спасшую оставшихся без родителей эвакуированных детишек.
Создание образа, пришедшего из военных времен, потребовало от актрисы большого напряжения душевных сил.
Личная жизнь
Благодаря участию в театральных постановках Хабарова не чувствовала себя не реализовавшейся в профессии. Помимо этого, театр подарил ей и встречу с любимым человеком: здесь она познакомилась с Павлом Шпрингфельдом, ставшим впоследствии ее мужем.
Сама Клавдия Ивановна рассказывала, что влюбилась в актера, еще когда училась в выпускном классе и увидела культовый фильм «Сердца четырех» с его участием. Несмотря на пятнадцатилетнюю разницу в возрасте, это была очень гармоничная и дружная пара.
В 1959 году состав семьи увеличился – на свет появилась дочка, которую в честь бабушки назвали Евдокией. Семейные традиции наложили отпечаток на призвание выросшей дочери – она закончила киноведческий факультет ВГИКа.
К сожалению, отец этого не увидел – он ушел из жизни, когда девочке было всего 12 лет. Клавдия Ивановна осталась верна памяти супруга и больше ни с кем не связала свою судьбу.
Последние годы
Актерская судьба драматична. Непредвиденные остановки, длительные простои, крутые повороты случаются в ней на каждом шагу. Для кого-то отход от профессии, пусть даже временный, может означать конец творческой биографии.
Для кого-то, но только не для Хабаровой. Когда для кинематографа наступили тяжелые времена, а Театр-студия закрылся, она организовала женский клуб для актрис старшего поколения, ставших невостребованными.
Вместе они проводили поэтические вечера, устраивали концерты народной песни и романсов.
Лишь в самые последние годы жизни болезнь помешала Клавдии Ивановне продолжать свою деятельность: в 2014 году талантливая актриса покинула этот мир.