Найти тему

Надия Анжуман: афганская поэтесса, насмерть забитая мужем

Надия Анжуман
Надия Анжуман

«Песни стали напрасны — так писать их к чему?
Я покинута временем, пою ли, молчу.

Соки слов стали ядом, хоть во рту не держи их.
Мой мучитель мне тушит стихи, как свечу.

Не заметит никто, я в покое ли, гибну,
Замолчала печально или тихо шучу.

В клетке горя и в путах разочарованья
Всё неважно, раз я против воли молчу.

Не стучи, моё сердце, от ветров весенних,
Мои силы иссякли, и я не взлечу.

Но, хотя иссушило безмолвие память,
Не пропала тропа моя к песен ключу.

Знайте, помните, скоро я стану свободна!
Мне тюремные стены сломать — по плечу!

Я не слабый цветок — я афганская дева,
Мне осталось кричать — и я закричу
».

(Надия Анжуман)

Надия Анжуман родилась в Герате 27 декабря 1980 года. Ее детство и юность прошли в период господства талибов, когда женщинам не разрешалось получать образование, а единственно дозволенным занятием считался труд.

Посещая швейный кружок, собравший в своих стенах девиц Герата, где девушки по очереди тайком читали стихи, повести и романы, юная Надия погружалась в мир классической литературы и персидской поэзии, а после падения талибанского режима поступила в университет, окончить который ей было не суждено.

В годы учебы она вышла замуж по большой любви, которая обернулась убийством чести. После публикации первого и единственного сборника газелей "Багровый цветок", снискавшего популярность в ираноязычных странах, в семье поэтессы вспыхнул скандал. Супруг считал, что любовная лирика Надии, привлекшая к ее персоне внимание, позорит его семью. И так считал не только он. "Твой долг смыть этот позор" настаивали его родственники.

4 ноября 2005 года он привез ее бездыханное тело в больницу для освидетельствования смерти, уверяя врачей в том, что Надия сама выпила яд. Однако налицо были признаки долгого избиения. Убийцу арестовали сотрудники полиции, которые были вынуждены его отпустить за неимением доказательств совершения преступления семья Надии отказалась от вскрытия, тем самым лишив блюстителей правопорядка возможности наказать виновного.

По злой насмешке судьбы поэтесса заплатила слишком большую цену за свой поэтический дар: цена была равна целой жизни.