Вся предыдущая серия статей про список Топ-500 журнала Rolling Stone выпускалась мной в несколько ином формате. Я просто двигался по списку от конца к началу и наконец добрался до золотого ядра популярной музыки - до начала семидесятых годов. Продолжая двигаться в глубь лет теперь я буду конкретно останавливаться на одном из годов, продолжая брать за основу список журнала. Но отдельно буду отвлекаться на более-менее значимые альбомы, вышедшие в этот год и писать про них отдельные статьи.
Пару слов о списке журнала, поскольку в комментариях постоянно звучит критика в неполноценности Топ-500. Я просмотрел многие списки всяких топов, авторитетных издания всего два, все остальные специализированные, посвящённые тому или иному стилю, полной картинки не дают вообще. Второй после наиболее представительного Rolling Stone это британский New Musical Express, там Топ-500 вышел позже и, по-моему, не обновлялся. Любителей рока он бы устроил на все сто процентов. Там, кроме рока практически ничего нет. Журнал Rolling Stone, при всём перекосе в сторону англо-саксонской музыки, хотя бы адекватно представляет и другие стили в срезе времени, ибо популярная музыка это не один сплошной рок. Это и рэп, как бы кому это ни было неприятно, это кантри, это диско, это соул, в конце концов, да и джаз при всей его закрытости тоже довольно массовый стиль. Это даже эстрада, ибо в своих лучших образцах она ничуть не хуже рока, да простят меня любители рока. И тоже имеет право на жизнь.
Итак, 1969 год самый представительный в Топ-500, ибо целых 25 композиций, написанных в 1969 году, попали в Топ-500. Там соседствует Южный рок с Битлз, Лед Зеппелин с Игги Попом, а Роллинг Стоунз с самим Элвисом Пресли. 1969 года это Вудсток и вообще мощнейший всплеск в музыкальной индустрии. Новые стили уже родились, старые развились, всё ещё только начиналось. И мы начнём
На последнем месте в 1969 году, на 445, группа The Stooges или попросту говоря Игги Поп и компания. Я, честно говоря, не знал, что он так рано начал. Обычно я его представлял по работам в середине следующего десятилетия, когда его упорно пытался вытащить из наркотической ямы Дэвид Боуи, ибо чувствовал недюжинные задатки. Игги Поп был, пожалуй, первым нигилистом популярной музыки и панком задолго до панка. Совершенно неприличное поведение на сцене, протест по любому поводу. Совершенно отмороженный персонаж, остающийся таким на протяжении десятилетий. Группа сходилась и расходилась неоднократно, частично теряя участников, помирающих от алкоголизма, наркотиков и прочих сопутствующих своему беспредельному образу жизни факторов.
Песня-номинант называется I Wanna Be Your Dog и она является определённым панк-стандартом. Её позже пели и Сид Вишез, Секс Пистолз, и Нирвана, и Боуи, и даже Red Hot Chilli Peppers и Депеш Мод. Песня построена всего на трёх аккордах, всю песню звучит пианино, играющее одну ноту - идея Джона Кейла из The Velvet Underground. Второй вельвет Лу Рид очень высоко ценил эту композицию - а Лу Риду я доверяю больше, чем себе. Многие из нас помнят эту песню по фильму "Карты, деньги, два ствола", где она звучит в патетическом моменте, когда главный герой проигрывает все деньги и бар своего отца (Стинга) в подпольном карточном притоне
The Stooges, пожалуй, опередила своё время. Публика, только только переживающая расцвет детей цветов, была абсолютно не готова к такому беспределу. А вот кто появился вовремя и закинул хард-рок на недосягаемую высоту - так это Led Zeppelin. В 1969 году состоялся их альбомный дебют - вышло сразу два альбома. И если первый альбом содержал в основном тяжёлые блюзы и был только прелюдией к будущему взлёту, то второй практически полностью был забит хитами с совершенно новыми для рока манерами и звуком. Три композиции с этого альбома попали в Топ-500, выбор журналистов довольно странный - мне непонятно почему они выбрали именно эти три песни, а не другие. Но это неважно, потому что как раз про альбом Led Zeppelin-II я собирался писать статью, да было страшновато. Но теперь-то напишу в ближайшем времени. Последней из трёх песен в Топ-500 на 440 месте числится Ramble On и можно только гадать почему именно её включили в список. Рискну предположить, что в ней цеппелины как раз отошли от своего заданного формата сверх-тяжёлого блюза и внесли элементы народной музыки. Гитарный ряд Пэйджа в этой композиции совершенно определённо имеет основой фольклорные балладные наигрыши. Утяжелённые варианты народных мотивов в недалёком будущем станут одной из фишек группы. Уточню только, что народные в смысле английские народные, потому что блюз тоже народная музыка, но заокеанская. Видео исполнения Ramble On группой нет, поэтому поставлю дуэт Плант/Пэйдж на одном из концертов гораздо более позднего времени
На 428 месте представители совсем другого жанра, если и имеющего общие корни с хард-роком то очень задолго до 1969 года. Это исполнители ритм-н-блюза того, раннего, из которого вырос и фанк, и соул, а не того, который стали называть R'n'B, начиная с девяностых по непонятной мне причине. Квинтет The Isley Brothers пели, страшно сказать, с 1957 года. Поёт до сих пор и в каждом десятилетии попадал в Топ-500 - рекордсмены своего рода. Песня называется It's Your Thing
Всего двумя строчками выше, на 426 месте, представители противоположного направления - фактически авторской песни, которую в США запихивают часто в фолк-рок. Это тогда ещё трио Crosby, Stills & Nash, которые скоро станут квартетом, приняв в состав Нейла Янга из Канады. В этом же году ребята выступали на Вудстоке и исполняли там этот свой хит Suite: Judy Blue Eyes. Песня написана Стивеном Стиллсом и посвящена его возлюбленной тоже фолк-певице Джуди Коллинз. Я с Вудстока видео и поставлю
На 393 месте одна из лучших групп так называемого Южного Рока, про который я не так давно написал статью "Южный рок, как рок-заповедник". Это Allman Brothers Band и я вспомню выражение, которое принадлежит Грегу Оллмэну и характеризует весь южный рок: (не дословно) - "говорить южный рок это всё равно, что говорить масло масляное. Потому что южный рок это и есть рок, а всё остальное это производные". В 1969 году Группа Братьев Оллмэн выпустила дебютный альбом и композиция Whipping Post с этого альбома как раз и попала в Топ-500.
Закончу выпуск великой группой Creedence Clearwater Revival, которая в 1969 году пребывает в полном расцвете своего успеха. Мои статьи про Криденс чрезвычайно популярны, что показывает насколько их любят и ценят у нас даже сейчас, 50 лет спустя. Криденс тоже часто относят к представителям "Южного рока", хотя они из Калифорнии. Я с этим категорически не согласен. У Криденс свой собственный стиль, своя собственная структура композиций и философия. Они даже стилистически не подходят под определение. Многие путают южный рок и кантри. Так вот, в южном роке кантри почти нет, а Криденс прекрасны тем. что смогли протащить мотивы кантри в хард-рок. Наверное единственные из всех. Песня-лауреат группы Криденс это Bad Moon Rising с их второго альбома Green River. В Топ-500 она попала на 364 место
На этом обзор надо заканчивать. Невозможно в рамках одной статьи представить всех номинантов 1969 года, будет страшный перебор. Поэтому будут и следующие выпуски про 1969 год, не меньше трёх ещё.
До встречи!
Другие выпуски из серии про "Лучшие песни всех времён" из Топ-500 журнала Rolling Stones по годам можно посмотреть по следующим ссылкам:
Вводный критический обзор
Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978), выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972), выпуск 14 (1972), выпуск 15 (1971), выпуск 16 (1971), выпуск 17 (1971), выпуск 18 (1970), выпуск 19 (1970), выпуск 20 (1970)
Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)
Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)
Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)