Вячеслав Битаров подписал указ о новом выходном дне. Теперь в понедельник недели Джеоргуба Северная Осетии будет отдыхать и праздновать. Важный шаг для национального самосознания. Наверное. Наверное, потому что самый важный для сегодняшней Осетии день так и остается рабочим.
Мне всегда казалось, что региональное руководство не может единолично определять выходные дни. Что это связано с какими-то жуткими согласованиями и битвой в Москве. Поэтому даже когда я выступал за то, чтобы 1-3 сентября в республики были выходными, не очень верил, что это реально сделать. Вроде бы как мы сами не можем определять такие вещи. Я ошибался. Оказывается, можем. Просто глава республики должен подписать соответствующий указ после формального голосования в парламенте и любой день может стать нерабочим. Как стало 19 ноября этого года, первый день недели празднования Джеоргуба.
Я уверен, что сделано это было из самых благих побуждений. Слишком многие в прошлые годы жаловались на невозможность полноценно трудиться после обильных возлияний в воскресенье. Им пошли навстречу, вошли, так сказать, в положение. Что, безусловно, правильно.
Неправильно другое. Точно таким же росчерком пера Вячеслав Битаров мог раз и навсегда прекратить споры о том, стоит ли делать выходными дни, когда вся Осетии вспоминает жертв бесланской трагедии. На мой взгляд, это было бы гораздо важнее и правильнее, чем высвободить день под праздник. Праздников у нас много, а первые три дня сентября еще много лет будут отдаваться болью в душах. Ненормально, когда в одном месте к мемориалу в школе и на кладбище приходят люди с цветами, а в паре десятков километрах музыка, танцы и всевозможные шоу-программы. Не по-человечески получается. И Вячеслав Битаров мог положить этому конец. Тем более, если это так просто.
Мы бы пережили отсутствие одного дополнительно праздника, но как нация, вряд ли сможем пережить то, что творится 1-3 сентября в большинстве школ республики. Это даже не деградация, это очень похоже на смерть.
Скажу честно, до прошлого года я и сам был против объявления нерабочими днями первые три дня сентября. Был уверен, несмотря на то, что дети идут в школу, празднования не будут столь масштабными и, соответственно, циничными. Потому что невозможно быть не циничными, когда в Беслане горе, а у тебя, вроде бы, нет. «Детям нужен праздник», говорили мне. Обязательно нужен. Но если празднование превращается в шабаш (а оно не может не превратиться, просто потому что в Беслане траур), то его необходимо переносить. Тем более, если это так просто, как с первым днем недели Джеоргуба.
Святой Георгий нас обязательно простит, если мы не отдохнем в его неделю. А вот мы простить себя уже не сможем.