О втором Пришествии в мир Господа Иисуса Христа в это воскресенье говорят чтения из Библии. Как это будет, размышляем с помощью католического священника и богослова Франсиско Карвахала (книга «В общении с Богом»).
1. Увидеть лик Господень.
2. Славное пришествие Господа.
3. Мы с надеждой ожидаем наступления Дня Господня.
1. Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло. И воззовете ко Мне, и Я услышу вас; и соберу вас из всех мест, куда Я изгнал вас, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас [1141 - Входной антифон, Иер 29,11–12.14].
Иисус Христос исполнил миссию, порученную Ему Отцом, однако Его дело пока остается неоконченным. Он вернется в конце времен, чтобы завершить начатое. Уже на заре своего существования Церковь исповедовала веру в славное Второе пришествие Христа, Который во всем блеске Своего величия и всепобеждающей силы будет судить живых и мертвых [1142 - Никео-Константинопольский Символ веры.].
Священное Писание свидетельствует о двойном Пришествии Сына Божия, – учит нас Римский Катехизис. – Первое пришествие имело место, когда Он ради нашего Спасения воплотился и стал человеком в лоне Марии Девы. Второе пришествие произойдет, когда, в конце веков, Он явится, чтобы судить всех человеков, оно названо днем Господним [1143 - Римский Катехизис, I, 8, 2].
Чтения, рекомендованные в конце литургического года, напоминают нам эту истину веры. Первое чтение [1144 - Дан 12,1-3] содержит пророчество Даниила: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое…
Полнота же Спасения связывается с телесным воскресением всех, которые найдены будут записанными в книге. При этом многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. Разумные, т. е. те, кто сумел уразуметь смысл земного бытия и до конца остаться верным, будут сиять, как светила на тверди.
Далее пророк свидетельствует об особенном прославлении тех, кто посредством апостольского служения в разных его формах способствовал спасению ближних: и обратившие многих к правде [будут сиять] как звезды, вовеки, навсегда. Первые христиане, мечтая увидеть славный лик Господень, повторяли сладостное молитвенное воззвание: Ей, гряди, Господи Иисусе! [1145 - Откр 22,20]. Это распространенное в то время восклицание было запечатлено в Священном Писании и по-арамейски, т. е. на языке, на котором говорили Иисус и Апостолы, где оно звучит как Маранафа [1146 - 1 Кор 16,22; ср. также Дидахе, 10, 6].
Ныне этот возглас, переведенный на многие языки, мы используем во время святой Мессы, после освящения даров и поклонения. Как раз в тот момент, когда Иисус реально сходит на церковный алтарь, Церковь выражает свое стремление созерцать Его во славе. Таким образом земная литургия соединяется с небесной. А затем, во время каждой святой Мессы, в наше жаждущее утешения сердце падает исполненное мира слово: “Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!” [1147 - Иоанн Павел II, Проповедь, 18.V.1980].
Время пребывания с Иисусом на небесах еще не наступило, однако Он, предвосхищая эту блаженную действительность, приходит в наше сердце под видом святого Причастия.
О, если бы страстный призыв Церкви: “Ей, гряди, Господи Иисусе!” преобразился в непроизвольное воздыхание ваших сердец, не могущих удовлетвориться текущим мгновеньем, в котором, через “еще нет”, предвосхищается исполнение обетования [1148 - Там же.]. Это обетование предусматривает полноту бытия в Боге, в котором примет участие не только душа, но и прославленное тело. А потому мы от всего сердца воскликнем Господу: Vultum tuum, Domine, requiram – я буду искать лица Твоего, Господи [1149 - Пс 27(26),8]. Когда-нибудь, с помощью благодати, мы удостоимся счастья созерцать его непосредственно.
2. Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление [1150 - Пс 16(15),5.8-10]. Слова этого псалма относятся ко Христу и указывают на воскресение наших тел в конце времен. И мы тоже можем сказать от всего сердца: Господь есть часть наследия моего и чаши моей. А потому и ныне, и при скончании времен возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой.
Христос – это и есть наше великое Наследие. Он навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его[1151 - Второе чтение, Евр 10,11–14.18]. В конце времен, как мы читаем об этом в сегодняшнем Евангелии [1152 - Мк 13,24-32], люди увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
Воплотившись от Девы Марии, Сын Божий вел сокровенную жизнь, так что даже близкие к Нему люди не подозревали, Кто Он есть на самом деле. Во время Страстей Его Божество было абсолютным образом скрыто, однако во Втором пришествии Он явится во всем блеске Своего величия и славы, как и предсказывал пророк Даниил.
Пришествию Сына Человеческого во славе будут сопутствовать великие знамения на земле и на небе: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. По учению Святых отцов, Он придет как Искупитель мира, как Царь, Судия и Господь вселенной не для того, чтобы опять попасть под суд, но для того, чтобы Самому судить тех, кто судил Его раньше.
Тогда Он молчал на судилище, а теперь обличит злодеев, осмелившихся клеветать на Него, повешенного на древе Креста. Он скажет им: “вы сделали это, а Я молчал.” В первый раз Он, по милостивому благоусмотрению Своему, приходил учить человеков и наставлял их с кротостию, теперь же все без исключения вынуждены будут подчиниться Его владычеству, хотят они того или нет. Вот почему в исповедании веры, завещанном нам преданием, мы выражаем свою веру в Того, Кто “восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца. И вновь грядет со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца” [1153 - Св. Кирилл Иерусалимский, Катехеза 15 о двойном Пришествии Христовом.].
Он явится во славе тем, кто хранил верность Ему. Он явится и тем, кто отрекся от Него, тем, кто преследовал Его, тем, кто жил так, будто Его Смерть на Кресте не имела никакого значения.
Все без исключения отдадут себе отчет в том, что Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца [1154 - Флп 2,9-11]. С каким же желанием мы должны подражать Христу, напрягая с этой целью все свои силы! Как же внимательны должны мы быть “в мелочах”, которыми мы на самом деле и служим Богу, оказывая незаметные взгляду внешнего наблюдателя услуги!
Если мы пребудем верными до конца, Иисус отнесется к нам как к Своим старым друзьям. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании.
3. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек, – говорит нам далее Ответный псалом [1155 - Пс 16(15),11]. Второе пришествие Христа обозначается в Новом Завете греческим термином Парусия, которым в разговорном языке того времени называлось торжественное вступление императора на территорию города или провинции. При этом собравшийся народ прославлял его как спасителя и освободителя. К моменту появления императора готовили “сюрпризы” – нечто неожиданное, способное произвести впечатление на воображение. Иногда его визит становился исходной точкой нового летоисчисления. Таким образом хотели подчеркнуть, что посещение императора открывает собой новую эру в жизни города или племени.
Пришествие же Христа во славе станет величайшим праздником для всех нас: душа вновь соединится с телом и настанет “новая эра” человеческого бытия, когда и тело, и душа будут прославлять Бога в немеркнущем дне вечности.
Надежда на наступление дня Господня давала силы первым христианам. Таким образом им удавалось претерпевать все испытания до конца. Об этом многократно свидетельствовал тот же апостол Павел. Эта надежда поможет и нам до конца оставаться верными Господу, несмотря на происки враждебного вере окружения и умножение трудностей.
Вот что писал по этому поводу Апостол язычников: Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете [1156 - 1 Фес 1,3-5].
Иногда, по попущению Божию, верность Господу может стоить нам многих страданий.
Иногда нас мучат физические болезни или нравственные терзания. При всем том Господь ждет от нас всецелого упования на Него Самого. Не следует видеть в земных благах – добром имени, здоровье, материальной обеспеченности – некую самодовлеющую величину.
С другой стороны, оставаясь в мире, необходимо помнить, что Царство Божие, которое здесь, на земле, имеет свое начало в Христовой Церкви, на самом деле не от мира сего, ибо проходит образ мира сего. Потому-то развития Царства нельзя отождествлять с культурным или научно-техническим прогрессом, оно, скорее, связано с более глубоким проникновением в тайну неисчерпаемого богатства Христова, со все большим упованием на вечные блага, со все более ревностным делением с другими людьми дарами благодати и святости [1157 - Павел VI, Исповедание веры Народа Божия, 27].