Найти тему

Сборник фантастики «Игры, которые играют в игры»:

Марина Дробкова, «Почти маджонг». Лирическая история о любви в бессмысленном мире. Трогает, цепляет, вызывает сочувствие и сопереживание. Есть четкие ассоциации с личным житейским опытом. Не сделан финал (который после звездочек в конце): банален, прост, разрушает очарование. Рассказ, пожалуй, стоило бы немного сократить – для повествования в настоящем времени («Ли кивает, хмурится») текста многовато.

Ната Корнеева, Валерий Боевкин, «Голем и пустота». История раба, захотевшего свободы. История куклы, которая человечней людей. Рассказ эмоционален, герою сочувствуешь. Финал предполагается заранее, но сделан хорошо, ярко, сильно. Пожалуй, следовало бы почистить текст, убрав слова, неестественные в лексиконе простака-голема – например, «габариты». Если повествование идет от первого лица, надо соблюдать словарный запас персонажа.

Виктор Колюжняк, «Город засыпает». Рассказ хорошо написан. Рассказ хорошо выстроен. Четко проведена идея с выходом на финальную кульминацию. При этом рассказ холоден, не вызывает эмоционального отклика, несмотря на заявленную драматичность ситуации. В финале идея превращается в морализаторство, чего можно было бы избежать. «Бог из машины» -- пожалуй, лишнее, его объяснения – резонерство, а это амплуа всегда охлаждает накал чувств у зрителя.

Юлия Гладкая, «Первый дубль». Фантасмагории не должны быть длинными. Переживания безумца не должны быть длинными. Зерно трагедии становится ясным очень быстро, а потом история тянется и тянется, и приходит к завершению, которое тоже угадывается заранее. Повествование в прошедшем и настоящем временах ведется бессистемно, что затрудняет чтение.

Александра Давыдова, «Кубик D3». Неплохой плохо написанный рассказ. Вот такое странноватое впечатление. С одной стороны, все приемы хоррора работают – нагнетание, деталировка, психопаты, запахи, состязания с убийственным исходом. С другой стороны, тавтология, неверное словоупотребление, неудачные конструкции предложений, ошибочные сочетания времен и падежей. Мне приходилось прорываться через очевидную торопливость письма внутрь, к содержанию – вроде как слушать прекрасную мелодию, когда исполнитель фальшивит – и это сказалось на впечатлении. Да, и побочная линия с писателем и его женой пришита на живую нитку. Тут надо крепко поработать, чтобы обе линии связались всерьез.

Эльдар Сафин, Тина Желокова, «Х: долгая дорога из дома». Должно быть, я не целевая аудитория этого рассказа. Я понимал и интеллектуальную начинку, и эстетику стиля (которая мне не близка), но включиться эмоционально не смог от слова «совсем». Читал как умозрительную конструкцию, вспоминал, где эти же разработки встречались раньше, пытался сопереживать и не мог. Это не критика, это просто фиксация восприятия.

(реплика в сторону): Забавно, но пока что наблюдаю интересную тенденцию: чем выше оценка рассказа в рамках конкурса, тем меньше он мне по душе. Будем читать дальше. :-)

Карина Шаинян, «Чертик». Хороший рассказ, страшный. Напряжение растет, уже все понятно, а напряжение все равно растет. Кульминация фактически наезжает на развязку, которой нет – открытый, но вполне понятный финал оставляет возможность поразмышлять самостоятельно. Остальное – мелочи, типа редких слов-паразитов («какого-то хлама, какое-то навсегда испуганное…») и любви к наречиям, иногда прямо в одном абзаце («…страшно прорычала она. Ксюха довольно взвизгнула, и Настя испуганно прикрыла…»). Все это легко правится при желании.

Юлия Ткачева, Валерий Боевкин, «Пока смерть не разлучит нас». Еще один хороший рассказ. Я ожидал более внезапного финала, но и этот вариант рассказа не портит. Совсем мелочи: чем-то рассказ напомнил тексты Зиновия Юрьева, когда советский писатель описывает жизнь Запада, которую знает по фильмам и книгам. Так и здесь: моменты, связанные с адвокатом, судом и журналистами, очень киношные, чуточку искусственные.

К. А. Терина, Наталья Федина, «Кафейные сказки». Как по мне, структурно это не рассказ, а маленькая повесть. Очень, знаете ли, хорошая повесть. Эмоциональная, яркая, аккуратно стилизованная, с выверенной композицией, выходом на кульминацию и четкой развязкой. Очень понравилось.

Эльдар Сафин, «Зеленые холмы Дмитрия Тоцкого». Еще один удачный рассказ, который на самом деле повесть в жанровом смысле. Фантасмагоричность сюжетна, воплощена в действиях и поступках, конфликт динамично развивается, есть кульминация. И что забавно: по первому рассказу Эльдара я решил, что стиль автора для меня холодноват, умозрителен. Читая этот рассказ, я еще раз уверился в своем мнении – и вдруг финал вернул мне эмоциональную реакцию.

Резюме: в целом сборник вполне удачный. Спасибо милым дамам, подарившим мне эту книгу и украсившим ее чудесными картинками-автографами!